Как устроена китайская авиация
1. Полные тарифы эконом-класса у всех компаний на одних и тех же направлениях одинаковые, определяются государством и находятся в прямой зависимости от расстояния. Если вы смотрите билеты на ctrip.com, elong.net или (что мне показалось удобнее всего) на yoee.com — это тот тариф, который обозначается буквой Y.
2. Билет в один конец стоит вдвое дешевле билета туда-обратно, чем Китай выгодно отличается почти от всего остального мира.
3. По полным тарифам (Y) покупать билеты вовсе не обязательно. В зависимости от загрузки рейса случаются скидочные тарифы, которые всегда измеряются в процентах - 90% (т.е. скидка 10%), 80 и так далее. Они опять же одинаковые у всех компаний, но обозначаются разными буквами. Скидки бывают только в экономе; "первый класс" (=бизнес) — всегда по полной цене (не радикально дороже Y).
4. Тарифы публикуются только на тех направлениях, на которых есть прямые рейсы (хотя бы и с промежуточной посадкой). Т.е. если вам надо из Шанхая в Лицзян, ВСЕ агентства и сайты вам будут показывать только тариф на прямые рейсы (которые с посадкой в Куньмине). Полный тариф (Y) на этом маршруте - 1700 юаней, а со скидкой, к примеру, будет 1460. При этом можно улететь из того же Шанхая, например, в Ченгду, а оттуда в Лицзян, и сэкономить таким образом, предположим, 500 юаней - но такого вам ни одно агентства никогда не предложит, надо рассчитывать самому. (Кроме того, на рейсах с промежуточной посадкой может оказаться дешевле купить два отдельных билета: например, взять Шанхай-Куньмин и Кунмьин-Лицзян, а не сквозной до Лицзяна).
Где и когда брать билеты
1. Все скидочные тарифы доступны только внутри Китая. При попытке бронирования из-за границы вам будут показывать только полный тариф Y.
2. На крупных китайских сайтах бронирования (адреса см. выше) есть английские версии, но может быть жопа с приемом иностранных карточек. Ситуация постепенно меняется к лучшему, но если платеж по вашей карте вдруг не проходит, они могут взять ее номер в качестве залога, а билеты будете выкупать за кэш. У всех трех служб есть колл-центры, где говорят по-английски лучше, чем в окошке кассы: можно забронировать по телефону и тут же выкупить в окошке.
3. Считается, что самые дешевые билеты бывают где-то за неделю-две до вылета. Я мониторил цены и самые дешевые были всегда за 0-5 дней до вылета. Если вы видите на сайте хорошую цену, звоните и бронируйте (хоть и из России, но на китайский номер) — денег это никаких не стоит, кроме денег за звонок. Но мне показалось, что можно отлично подождать; я все билеты покупал в день вылета или за день.
4. Мелким агентам иногда доступны цены чуть лучше, чем на сайтах (т.е. скидки больше). Я покупал и у каких-то проверенных агентов в Шанхае (привозили билет на мотике, заезжали в гостиницу с ручным терминалом для прокатки карт и т.д.) и прямо на улице, типа в представительстве а/к. Если покупать в первом попавшемся уличном агентстве, сначала всегда предлагают полный тариф Y - надо специально спрашивать про discount. Купить билеты можно, даже если агент почти не говорит по английски - пишите на бумажке даты и коды аэропортов: 17JUN, DLU->JHG и т.д. Это они понимают, т.к. терминалы у них, слава богу, не на китайском.
5. К объявленным тарифам прибавляются сборы аэропортов (например, Y50) и мелкий сбор за пользование кредиткой, где-то между 3 и 4% - такой же, как если бы вы снимали юани с рублевой или долларовой карточки, так что экономить, по моему, не стоит.
Мили
За внутренние перелеты основными китайскими а/к можно складывать мили не только в местные, но и в общечеловеческие программы. Только не забывайте проверять коды бронирования.
Air China — входит в Стар Альянс, так что начисляют на нее все все члены альянса + Asia Miles
China Eastern — Asia Miles
China Southern — входит в Скайтим, так что начисляют все члены альянса
Shanghai Airways — входит в Стар Альянс, так что... ну, вы поняли
Будут вопросы - спрашивайте. И разумеется, любой поиск по форуму на слово "elong" покажет кучу сообщений от людей, разбирающихся в китайской авиации в сто раз лучше меня...
P.S. Пользуясь случаем, хотелось бы заклеймить позором авиакомпанию China Eastern, на 3-часовом перелете из Шанхая в Куньмин подающую пакетик соленых орешков и стаканчик сока или воды.