Мексиканское путешествие оказалось непривычно сложным. И кризисным ("кризис жанра", так можно обозначить). Вот и показалось, что отчёт может быть здесь интересен.
Постараюсь уложиться в рамки плана:
1) Свежее практическое (март-апрель 2024), или НЕОБХОДИМОЕ В ПУТЕШЕСТВИИ. НЕОЖИДАННОСТИ И РЕШЕНИЯ
2) Достопримечательности, или ПЛАНЫ, ОЖИДАНИЯ... И РЕАЛЬНОСТЬ
3) "Кризис жанра", или В МИНУТУ СОМНЕНИЙ
4) Хроника, или ШАГ ЗА ШАГОМ
Сотни фото, хаос впечатлений... собираюсь ограничивать себя: исключительно то, что мне кажется важным сообщить - тем, кто ещё только мечтает о мексиканской поездке; а ещё буду стараться не повторять уже сказанное-показанное здесь.
Не судите строго: хоть и опытная путешественница, все ж "новичок"...
Итак,
1) НЕОБХОДИМОЕ В ПУТЕШЕСТВИИ. НЕОЖИДАННОСТИ И РЕШЕНИЯ
1. Язык
Вот первый шок, ожидающий в Мексике: абсолютная безъязыкость – если не говоришь по-испански. Кажется, мало кто владеет английским. Говорят по-английски разве сотрудники инфоцентров (Informaciones Turísticas) и билетных касс (но даже на вокзалах – не всегда!). Не говорят – даже и на регистрации в гостиницах. Некоторые отказываются отвечать на языке гринго чуть ли не с гордостью. Ну, если не с гордостью, то уж точно не готовы считать незнание «главного» языка недостатком, чем-то стыдным (нет – и точка, проблема не моя).
Пришлось освоить устный гугл-переводчик (с возможностью транскрибирования). Но помогает он мало, ответы не всегда понятны. Малейшая ошибка в транскрипции, неверная пунктуация – и вот ты уже озадачен. Примеры? Спрашиваешь, можно ли добраться в ... (называешь место) – ответ: «Он не хочет ехать...» (кто?! в языке какая-то безличная конструкция?). Иногда ответ звучит почти грубо: «Эй, дайвер, ты почему идешь в этот сенот с двумя глазами?» – непросто догадаться о смысле; как выяснилось, хотели узнать, дайвер ли я. Dos Ojos, "Два глаза" – имя сенота, но машинный переводчик понимает топомимы буквально - и позволяет себе интерпретации!
Вот самое смешное, с "зелёными индейцами" и "юккой":
(Это я увидела две параллельные очереди и спросила, где моя, в сторону Indios Verdes. Другая очередь была, похоже, на метробус в сторону Tenayuca… )
Но альтернатив гугл-переводчику не было. Разве записки, мимика-пантомима – и таким образом получалось общаться с людьми непосредственными, актёрски одарёнными, и с чувством юмора; понятно, не все на такое способны.
2. Деньги, кредитные карты
Бессмысленно ориентироваться на цены, указанные в блогах. Как выяснилось, они ощутимо выросли за последние годы. Ещё и курс меняется, и он разный в обменных пунктах и банках.
Динамику курса (любой валюты) хорошо показывает приложение ClevCalc, это у меня был ориентир при поиске обменника.
В самом Мехико лучший курс – и без комиссии – обнаруживался... в маленьких обменниках при туристических магазинчиках, приятная неожиданность!
В городе, снимая деньги в банках / банкоматах, обязательно надо обращать внимание на комиссию, она бывает от 29 до 140 MXN. Удачно поменялись евро на песо в Banco Azteca – правда, с помощью сотрудника: банкомат «говорил» только по-испански. В BBVA готовы были менять с большой комиссией, в Santander она оказалась ниже. Высчитывать тонкости (курс + комиссия + пороги обмена) обременительно, а спросить не всегда получится... А вот ещё соображение: некоторые (американские) блогеры не советуют использовать мексиканские АТМ, объяснение: банкоматы редко проверяются банками, могут подвергаться манипуляциям.
Вообще-то я рассчитывала на дебетовую Mastercard n26, хорошо себя показавшую в путешествиях, в поездках всегда платила ею, в местной валюте (без конверсии). Но тут…
Не все мексиканские гостиницы соглашались на оплату картой. (На Букинг, по крайней мере, эту ситацию можно предугадать, она подаётся как… уступка интересам путешественника: «Кредитная карта не требуется»! Как будто тебе одолжение делают…) Карту принимали культурные заведения и «археологические зоны» (почти все: в Тулуме пришлось платить наличными). Принимали на вокзалах – в кассах и киосках (но в камерах хранения требовали исключительно наличку). В маленьких населённых пунктах от карты чаще всего отказывались, объясняли: руководство запретило обслуживать американские и европейские карты. Кстати, такие карты не принимаются к оплате даже и в столичном официальном магазине Telcel! Приложение ADO тоже не воспринимало мою карточку… Ближе к концу поездки, когда билет нужен был побыстрее, в порыве отчаяния попробовала в ADO-app'e другой вариант оплаты, через PayPal, – вдруг прошло! Видимо, потому, что к PayPal у меня привязана карточка Visa другого банка (ну, там и комиссия побольше). Кстати, время от времени видела объявления: «Предпочитается кредитная карта Visa». В итоге вот совет: если есть разные карты – брать с собой и пробовать.
3. Сим-карта
– вещь первой необходимости! Навигация, информация... Вычитала в одном из блогов совет не покупать симку в аэропорту: оплачивается сама карта + избыточный трафик – советовали купить карту Unefon за 50 песо, 3 лишним Гб хватит аж на 15 дней. Искала такую карту в городе, в магазинчиках OXXO, 7eleven, Mobishop – не попадалась, выбор был неожиданно ничтожный: одна-две карты, например, OXXO – 29 песо + активация за 50MXN - ОК, но сколько Гб получаешь? а кто активировать будет? сама я не умею… На этом пункте разговор «без языка» безнадёжно зависал. Разговорчивый мексиканец в инфоцентре отсоветовал надеяться на дешёвые карты: в провинции интернет не ловят или он будет медленный, лучше уж взять AT&T на месяц с 5 Гб. Взяла в магазине Telcel, сотрудник активировал с помощью кода. Была довольна, пока не попала в глубинку: интернет пропал! За 10 дней при очень интенсивном использовании (правда, без игр и почти без фильмов) израсходовалось около 3 Гб.
А в последний день в простом киоске около Torre Latino случайно увидела… плакатик с надписью фломастером: продаётся карта Unefon! Та самая, рекомендованная.
4. Жильё
С этим проще всего: на Booking’е (или . и т.п. дело вкуса) выбор есть всегда, включая бюджетное жильё. Как выяснилось, есть выбор и в праздники, и чуть ли не в последнюю минуту!
5. Камеры хранения
Все гостиницы откликались на просьбу хранить вещи, оставляла в отдельной комнате под замком или за стойкой регистрации. И при любом вокзале есть камеры хранения, цены почасовые и зависят от размера багажа, фотографируется паспорт, оплата наличными, когда забираешь вещи. Кажется, при любой «археологической зоне» есть шкафчики для вещей. Только вот нужно «спрашивать, спрашивать и спрашивать» (словами автора лучшего блога про Ушмаль). Опыт: в Тулуме мне потребовалась ячейка для рюкзака, уже знала, что можно оставить вещи при входе, спросила где, неприветливый кассир буркнул: «Нет такого», – ходила по зоне с рюкзаком, а на выходе… увидела искомое!
Ещё опыт, с другим вариантом. На обратном пути, удивившись ценам в аэропорту Бенито Хуареса (больше 17 евро за небольшую ячейку), увидела онлайн предложения использовать "поблизости" магазинчик или отель, за 5 евро / долларов в день принимающий вещи на хранение (системы Stasher, Qeepl, Bounce). Любительница пробовать… Опыт резко отрицательный. Адрес дали после оплаты, оказалось, нужно от аэропорта проехать остановку на метро, а потом ещё идти пешком. Заблудилась в переходах станции Oceania, спрашивала полицейских, давали противоречащие ответы или просто хамские (показываю в телефоне карту и цель, спрашиваю, как идти дальше, отвечают: «Спуститься по правой стороне лестницы, как обычно», - ОК, само собой, но дальше-то как? отворачиваются…), ходила по кругу... чудом отыскав нужный выход, шла долго... поворачивая вправо и влево, поднимаясь и спускаясь... после часа поисков, не дойдя трети пути, решила лучше уж носить рюкзак с собой. И испытала огромное облегчение. (И уже в городе вспомнила о музеях, где тоже ведь есть камеры хранения.)
6. Транспорт
Заранее получилось оплатить только перелёты.
Попытки спланировать и оплатить поездки на автобусах – провалились. Примерно представить способы проезда и цены помог, как всегда, Rome2Rio. Сайт давал и линки к перевозчикам, но дальше дело не продвигалось. Ни сайт, ни приложение ADO вне Мексики не работали, зависали на первой страничке, выдавали гифку с движущимся автобусиком. Линки к другим фирмам-перевозчикам с Rome2Rio вели обычно не на сайты, а в Facebook – и я так и не поняла, как извлечь оттуда информацию о расписаниях или адреса вокзалов (не говоря уже об оплате). Платформы busbud, clickbus.com.mx, созданные для иностранцев, хотели сочную комиссию. При попытке регистрации на busbud что-то платформе не понравилось – «чужой» телефонный номер? не та карта?
Решила заниматься перемещениями на месте.
В Мексике заработали сайт и приложение ADO. А про других перевозчиков выяснилось: купить у них билеты онлайн нельзя в принципе. Всплыла и ещё одна деталь, затрудняющая дело: билеты на пресловутые автобусы 2-го класса могут продавать на вокзалах АДО, но могут и на отдельных вокзалах. Но как узнать адреса? Транспортной карты страны не нашла. А карта гугл в этой ситуации помощник плохой: нужно знать, как именно называется нужный тебе вокзал…
Начать мексиканский маршрут за пределы Мехико помог форум (спасибо!). Советы с форума пригодились для поездки в Пуэблу: ехать – пару часов – с Восточного вокзала, ТАРО (Terminal de Autobuses de Pasajeros de Oriente), он рядом со станцией метро San Lazaro.
А дальше… Планы менялись (см. ниже), решения принимались спонтанно.
В Пуэбле планировала (и реализовала) ночную поездку – для таких рекомендуются автобусы первого класса АДО. С полным правом: уже потому, что есть туалет (хотя туда лучше не попадать...). Туалеты с запахом – сзади лучше не садиться. Места впереди и в середине салона тоже лучше не выбирать: там мониторы для показа фильмов, а видео в мексиканских автобусах смотрят без наушников.
Ездила и другими видами общественного транспорта.
Опробовала автобусы второго класса (Mayab, Au, Sur, TBC). Достаточно удобные для дневных относительно коротких (меньше 5 ч) поездок. Вот только опаздывают – из-за пробок и огромного количества желающих (причиной праздники?). Многие из входящих платят наличкой, это дополнительно сжирает время на остановках. Не только сидячие места все заняты, в автобус набивается человек двадцать пассажиров, готовых стоять – часами! Многие стоят с детьми – сидящего совесть замучит... На остановках ждёшь, пока доехавшие выберутся из автобуса, а перед дверью ждёт новая живая очередь, длинная - не всем удаётся войти. (То есть если подсаживаешься на промежуточной остановке, можешь и не попасть в автобус! Или это только в праздники так?)
Ездила и на маршрутках-colectivo. Они бывают разные: легковушки, минивэны, микроавтобусы. Вполне приемлемы для коротких расстояний. Называешь водителю цель, спрашиваешь о цене (она обычно фиксированная), садишься и едешь, платишь в конце. Пассажиры дружелюбные, помогают разобраться с маршрутом.
Отдельно о транспорте в столице. В интернете можно найти карту, где изображены станции и линии. Это карта всех видов транспорта! Карта может ввести в заблуждение: у разных видов транспорта в столице разная скорость и цены. Гугл в помощь: сообщает варианты, показывает время поездки и цены. Быстрее и дешевле всего метро (заплатил 5 песо – и передвигайся внутри системы). Но есть еще и линии метробуса, этот транспорт медленнее и чуть дороже; по крайней мере, метробусы приходят быстро. Очень медленный в Мехико троллейбус, опаздывает, по сути, непредсказуем… Важно: не дай бог перепутать вход в метро и в другое транспортное средство (например, на станции Hidalgo): малый отрезок пути обойдётся дороже целой поездки в системе метро, и тащиться будешь черепашьими темпами.
Похоже, я застала перемены в системе оплаты: в первый день в метро столицы еще продавали отдельные билетики – в последний надо было обзаводиться (заряжаемой) карточкой метрополитена. Забавно: она оказалась в 2,5 раза дороже моих запланированных двух поездок. Ну, это не та проблема, из-за которой стоит переживать.
7. Информация
Самая главная транспортная (и не только транспортная) проблема в этой стране – недостаток информации.
В столице даже бумажную карту метро оказалось невозможно получить.
Не хватало карты мексиканского транспорта, хотя бы какого-то местного сайта со сводными расписаниями и ценами.
Не хватало внятных карт-планов городов.
В туристическом инфоцентре Мехико рядом с Сокало мне дали две карты, но ни одной из них не получилось воспользоваться: бледные краски, мелкий нечитабельный шрифт. На одной карте нет «легенды». Другая была получше, с достопримечательностями, собранными в списки по районам, но информацию давала довольно скудную.
Абсолютный провал! Для тех, кто не боится стартапов: вот бизнес-ниша - кажется мне, многообещающая.
8. Туры
(Мой единственный опыт – тур в зону Паленке из «Сан-Криса». Но, похоже, другие пережили то же: спрашивала в гостиницах, сравнивала.)
Видимо, удобнее всего покупать такие туры на месте, обходя агентства и сравнивая условия: обойдётся дешевле + заранее получишь представление о сервисе.
Из минусов: утром приходится вставать рано. Остановки в пути (санитарные, на завтрак, обед, на запланированные прогулки) невообразимо затягиваются, пассажиры опаздывают – водитель терпит, ждёт. Ну да, это лучше, чем оставить опоздавшего на 15 минут пассажира на произвол судьбы (опыт из Португалии); но каково ждать по полчаса, пока все соберутся… Возят большей частью в микроавтобусах, они климатизированные, но при температуре +29 градусов это слабо ощущается, пот течёт ручьями. Англоязычного гида (по моему и по чужому опыту) не будет, даже если и обещан…
9. Еда, напитки
Думала, по крайней мере в этой сфере многое знаю. Энсалада, тортильи, гуакомоле, буррито, энчиладас, такос, арроз, тамале, чурроз – не экзотика в моей семье, и многое из этого делаем сами. Ну, и напитки давно распробованы, текила, пиво-сервеза – Корона, Десперадос…
Но в Мексике еда отличается от европейских вариантов!
Вот шокирующее открытие: почти всё – обжаривается во фритюре (реже грилится). Здесь обжаривают даже пирожки-эмпанады!
Мексиканское питание: жирное и сладкое, сладкое и жирное… опасность для желудка и кишечника…
Конечно, были и приятные открытия:
- буррито аррачера (с особенной говяжьей вырезкой, как я поняла),
или, скажем, тако с сушёным мясом и листом кактуса (суховато, но интересно). Между прочим, самый лучший тако (безымянный, при этом авторский) продавался на полпути между музеями Фриды Кало и Троцкого, в начинке были мяско и овощи, всё было залито удивительным соусом, в дополнение шли ещё два соуса разной остроты и обязательный ломтик лайма – фантастически вкусно!
Впервые попробовала мескаль, чистым и смешанным.
Дают шкалик мескаля, банку пива и ломтик апельсина, обсыпанный острым чили. Мескаль заставляет вспомнить синоним русской водки: «горькая» (точнее было бы «едкая»!). В пиве «едкость», вкус и запах мескаля теряется, но действие остаётся и даже усиливается (видимо, как в «ерше»: пивные пузырьки СО2 действуют на слизистую желудка – алкоголь быстрее всасывается).
10. Люди
Мне нравятся мексиканцы. На мой вкус, много красивых людей. По статистике, около 60% населения метисы, около 30% индейцы. Индейцы выглядят непривычнее, но очень выразительны. И склад характера у местных (мне встречавшихся) скорее приятный: спокойны, уравновешены, здравомысленны, прагматичны, уверены в себе, нередко непосредственны, готовы смеяться. Великодушны. Редкая страна, где можно получить подарки от незнакомых людей (от предложения пробовать еду – до заряжаемой автобусной карточки).
Впрочем, есть и менее приятные особы: уверенность в себе переходит в заносчивость. Похоже, жители Мехико – особая порода: высокомерные, резкие, почти агрессивные, равнодушные – «слезам не верят» (впрочем, таких в любом мегалополисе встретишь...).
С большинством встреченных удавалось взаимопонимание. Даже и без языка.
11. Странное. Неудачное – и достойное подражания
Неудобного скорее мало – например, ужасные рукомойники типа деревенских или лагерных: отжимаешь палочку-шток – вода брызжет. Или вот странное на улицах: грузовички-клетки для перевозки людей, подавляющее большинство без тента – неужели удобно?!
Из удачных идей, которые хочется перенять, – пакетик на пластиковую тарелку. Используешь, чтобы брать еду (можно и завернуть, чтобы взять с собой). Ещё и руки чистые, и одноразовые тарелки не нужны, и посуду мыть не требуется.
Странное неясной ценности: дети на поводке.
Странное и полезное (правда, неподражаемое) – чистильщики сапог, будто сбежавшие откуда-то из начала прошлого века.