дневного http://www.carris.pt/fotos/editor2/mapa_rede_diurna_site_agosto_2013.pdf
и ночного http://www.carris.pt/fotos/editor2/mapa_rede_noturna_site_agosto_2013.pdf
Давайте быренько пройдемся по теме общественного транспорта Лиссабона, и кому-то польза, и у меня мозг освободится от накопленных знаний. По порядку.
Для получения актуальной информации по правилам и тарифам http://www.carris.pt/pt/tarifario/
1. UPD. 17 июля 2012 в аэропорту открыта станция метро - Aeroporto, в зоне прилета аэропорта. Время работы: с 6-30 до 01-00. Есть и кассы по продаже билетов и автоматы.
Из аэропорта в город можно доехать и на такси разумеется, ничто не мешает. Но можно и Аэробасом, цена ниже, а пользы намного, намного больше. Польза от городского автобуса? Сейчас все скажу. Остновка Аэробаса прямо перед выходом из аэропорта. Первая линия для подъезда такси, а вторая как раз для автобусов. Все остановки обозначены, не ошибетесь. Читала, что раньше были аэробас (маршрут 91) и аэрошатл (маршрут 96), но видимо что то изменилось и в этом году я обнаружила только остановку аэробаса, но зато ходить он стал аж по трем маршрутам - под номерами 1, 2 и (очень удивительно) 3. На остановке вывешены схемы движения каждого и время отправления. Картинку даю специально большую, чтобы можно было прочитать каждую остановку.
Интервал движения 20-30 минут, все остановки указаны. Рядом список отелей Лиссабона и какой номер Аэробаса проходит рядом с каждым. Номер маршрута написан на автобусе, билеты продает водитель, стоит билетик 3,5 евро, на картинке он в правом верхнем углу
Упс! Похоже, что с 2013 года следующий абзац силы не имеет.
(и после использования не выбрасывается! а бережно хранится и продолжает приносить пользу туристу обыкновенному, экономному. В течение 24 часов после покупки билет дает право проезда на автобусах и трамваях (кроме исторического красного), на подъемники перестал действовать с 1 января 2013 года. После 24 часов юзания билет продолжает приносить пользу, он дает скидку при покупке билетов на туристические автобусы и в подавляющее большинство музеев. При покупке очередного билета просто тыкаете в кассира зелененьким билетом Аэробаса и, как правило, слышите слово "дисконт". Мне ответили отрицательно только в кассе монастыря Жеронимуш и то, я подозреваю, что кассирша просто была новенькая, уж больно долго она вообще смотрела на экран и выдавала билет. Так что спрашивайте, не ленитесь).
Как добраться из города в аэропорт ночью - смотрите п.8
2. Транспортные карты.
Сутки действия Аэробаса прошли, надо двигать за покупкой транспортной карты. Для туриста выбор невелик - "7 Колинас" или "Viva", оба есть на второй картинке. "7 Colinas" покупаете если вы никуда из Лиссабона ездить не планируете. "Viva" - если собираетесь в Синтру или Кашкайш - смотрите информацию в п.10.
По Лиссабону разницы в цене никакой нет, с вас возьмут 50 центов за саму карточку и положат на нее столько денег, сколько вы скажете. Одна поездка 1,05 евро, но удобнее класть деньги сразу на столько дней, сколько вы будете ездить по Лиссабону: 1 день - 4.6 евро. 2 дня - должно быть 9,2 евро, на деле возьмут чуть меньше, появляется крошечная скидка, и так дальше. "Непроезженные деньги", если они останутся, можно потом вернуть в кассе (еще одна новость, при возврате оставшихся денег стали требовать чек за покупку карты, нет чека - нет возврата. Плюс в этом, 2013 году, цены стали выше, цена за сутки 6 евро + стоимость карты. Цены растут, увы.
Чуть подробнее про запппинг. В распечатке с тарифами заппинг выделен отдельным пунктом, там все ясно и все же - можно положить на карту любую сумму 2 до 15 евро (при первой "закладке") и пополнять на сумму от 0,01 до 15 евро. Но, в итоге на карте не может оказаться больше 20 евро. При оплате транспорта по этой системе за каждую поездку с карты будет списываться по 1,25 евро. И еще, нельзя перейти на другой вариант оплаты, не откатав, не использовав деньги, положенные на заппинг.
UPD от 2013г. Актуальные тарифы на сегодня можно посмотреть здесь - http://www.carris.pt/fotos/editor2/tarifario_1_de_fevereiro_site.pdf)
Где покупать. Есть конторы под вывеской
торгуют лотерейными билетами и транспортными картами. В табачных лавочках. И на станциях метро, разумеется, можно в кассе, можно в автомате.
Народ предпочитает покупать билеты в автоматах, это быстро и удобно. Можно переключить язык на английский, но и не переключая, честно, все понятно даже без знания языка. На экране последовательно появляются выбранные варианты, под экраном карман, откуда вывалится ваша карта и сдача, справа подписанные дырки для банкнот, монет и карт, и еще куча ненужных кнопочек. В самом начале нужно выбрать, что вы будете делать: верхний вариант - пополнять уже имеющуюся карточку Вива или 7Колинас, или нижний вариант - покупать новую.
Если пополнять имеющуюся, то ее нужно сунуть в нужное отверстие, вон оно, обведено оранжевым овалом
если новую, то после оплаты она выпадет внизу автомата. Дальше автомат предложит выбрать количество поездок, потом будет ждать денег, и если получит их, то вернет уже готовенькую карту. Ничего сложного на самом деле. Вот я выбрала новую карту, поездки на 24 часа, он все суммировал и хочет от меня денег, 5,10 евро.
Один важный момент. Я с таким не сталкивалась, но сталкивались многие другие. К примеру, вы положили деньги на карту не на сутки (6 евро), а на три поездки. Одну использовали вечером, а на утро блямс! оставшихся двух поездок на карте нет. В правилах я не копалась, но похоже, что все что меньше суточного лимита денег, к концу дня и сгорает. Так что проще оплачивать поездки сутками, а не поштучно, иначе экономия может выйти боком. Транспортные карты не действуют на туристических автобусах и аэробасах.
3. Метро
Купив билет, топаете к турникетам, они работают и на выход и на вход, ориентируйтесь по символам сверху.
Картой-билетом нужно повозить по синей блямбе, раскладка привычная для россиян - повозили справа, прошли слева.
На платформах ничего непривычного нет, пути, указатели, эскалаторы, двери в поезде открываются автоматом, ничего нажимать не нужно. Везде чисто, над дверью схема метро, остановки объявляют.
В часы пик народу прилично, не московская давка, но в вагонах плотно.
Переходы поначалу смущают. Нет, указатели везде очень понятные, линий всего четыре, каждая обозначена рисунком соответствующего цвета. Вот мне нужно перейти на красную линию и я бегу по указателям с красным рисуночком.
Но прибежав на нужную линию надо еще сообразить в которую сторону уезжать, а здесь немного непривычно, все указатели показывают не следующую станцию на линии, а конечную на этом направлении. То есть если мне нужно на станцию направо по синей ветке, то искать глазами я должна указатель на Amadora Este. Других сложностей вообще нет, удобное метро.
На выход снова надо повозить билетом по турникету.
Едем дальше трамваями. Их аж три вида.
4. Антикварные красные, обслуживаются не транспортной компанией Carris, а какой то другой, на них билеты покупаются у водителя и никакие скидки не действуют.
5. Желтые старинные.
Обычный городской транспорт, при входе через переднюю дверь прикладываете билет к желтому компостеру, он записывает вашу поездку. Проверки часты, карманники еще чаще.
Самые удобные маршруты для осмотра города это 28 и 25. Для поездки в Белем нужен 15 номер, здесь уже современные вагоны, быстрые и удобные.
Схемы движения вывешены на каждой остановке.
Выложена на сайте Carris http://www.carris.pt/fotos/editor2/af_rossio_spider_2011.pdf, но не будете же вы ее распечатывать, правда?
И еще одну очень удобную нашла вот здесь http://transphoto.ru/photo/377562/ видно как они стыкуются с другим городским транспортом. Прекрасная работа, спасибо автору преогромное.
6. Подъемники - элевадоры.
Три из них похожи на трамваи, идущие под большим углом, это элевадоры Бика, Глория и Лавра. Транспортные карты действуют и на них, а можно купить билет у водителя. Линии коротенькие, но на самых крутых городских улицах.
Четвертый - Санта-Жушта, на трамвай совсем не похож высокая ажурная башня и сверху еще переход на улицу.
Если без транспортной карты, то стоимость покататься туда-обратно равна 5 евро и по этому же билету вас пустят на верхнюю смотровую площадку. Отдельно посещение только этой площадки - 1,5 евро. Да, снизу наверх очередь намного длиннее, чем сверху вниз. Поэтому если вам просто прокатиться, то подходите к кабине со стороны церкви Карму, а наверх можно подняться либо по обычной лестнице, она чуть левее по улице, либо эскалаторами на вокзале Россиу. Вот подсказали, что можно подняться и эскалаторами в магазине H&M, он чуть левее подъемника.
7. Канатная дорога в Парке Наций.
Цена вопроса 3,95 евро в одну сторону или 6,05 туда-обратно. От станции метро Ориенте идти что до правой станции, что до левой практически одинаково.
8. Автобусы.
Они есть, их много, транспортная карта действует, все расписания и маршруты смотрятся на родном сайте http://www.carris.pt/pt/carreiras/
Карта дневных автобусов http://www.carris.pt/fotos/editor2/mapa_diurno_2011.pdf
Карта ночных http://www.carris.pt/fotos/editor2/mapa_nocturno_2011.pdf
Самый полезный для приезжих автобус это 208, он ходит от Cais Sodre до Oriente, причем ночью. Расписание и промежуточные остановки смотрите здесь - http://www.carris.pt/pt/autocarro/208/ascendente/ Аэропорт не последняя остановка, так что будьте бдительны, не проспите.
9. Паромы.
От терминала Fluvial рядом с Praca do Comercio, от вокзала Cais do Sodre и из Белема. Транспортными картами расплачиваться можно, расписание и маршруты - http://www.transtejo.pt/pt/horarios_tarifarios/horarios_detail.aspx
10. Вроде все. Надо бы еще транспорт до Синтры и Кашкайша упомянуть.
Обычный маршрут - до Синтры электричкой, по Синтре местными автобусами, выгадывая каждый пенни, от Синтры до Кашкайша автобусом 403 с заездом на Кабо да Рока, и от Кашкайша снова электричкой. Вместо выгадывания сложных схем проезда и экономии каждого цента, лучше воспользоваться специальной системой как раз для этого случая - "Train and bus", который дает право весь день ездить на всех автобусах Синтры + автобус Синтра-Кашкайш + поезд от Лиссабона до Синтры и обратно, или обратно через Кашкайш. То есть полностью весь маршрут туда и обратно.
От Слонышко 29.03.2013:
"Когда мы покупали билеты "трейн-энд-бас" (в кассе на вокзале Россиу) сотрудник объяснил нам, что наши "городские" карты Viva не подходят для этого билета. И выдал нам две другие - со значком "cp" (comboio portugal) на обороте. "
От Margo7316 21.05.2013:
"2 недели как вернулась из Лисса. Если ехать в Синтру и покупать билет на 24 часа Bus & Train (12 Е), то карту Viva Лисса на вокзале меняют на другую такую же. Перед Синтрой мы на нее грузили билет на 24ч. Больше никаких билетов не дают. Этой картой пользовались в электричке до Синтры, в автобусе № 434, 403, и кстати № 435, про который все писали, что в нем не действует единый билет. № 435- микроавтобус, на нем было написано Villa Express и № и компания Scotturb. Кто хочет может воспользоваться сайтом http://www.scotturb.com".