Совсем недавно закончилось мое путешествие по Шри-Ланке. В этот раз оно было несколько необычным и по этой причине, а так же по просьбе моих друзей я решился на свой первый отчет. Может быть мой опыт, в том числе и отрицательный, будет кому-то полезен, ведь известно, что люди учатся на ошибках, а умные люди учатся на ошибках других. Надеюсь, что прочитав мой отчет вы сделаетесь еще умнее! :)
Как сказал поэт: "У каждого возраста краски свои.."
Задорная юность часто сопровождается безденежьем. Честолюбивая молодость с карьерой и семьей с маленькими детьми... То что в 45 жизнь только начинается я понял этой весной, когда мы с женой впервые в жизни поехали отдыхать без детей. И хотя конечно же я люблю своих замечательных отпрысков, но романтический отдых на острове Закинф стал для нас как второй "медовый месяц". А может быть первый? В общем, это была сказка!
Но как бы ни был прекрасен такой отдых, почти у любого мужчины, который по природе своей одинок и почти самодостаточен, всегда возникают какие-то безумные идеи, реализация которых невозможна даже в компании с любимым человеком.
И не было бы всего этого "счастья" да "несчастье" помогло: так получилось, что по причинам малоинтересным моя супруга не может в настоящее время выезжать за рубеж.
В качестве альтернативы был предложен вариант двух-недельного отдыха в санатории, но лично для меня это было равноценно 15-ти суткам административного ареста. Может быть я вполне и заслужил такое наказание, не спорю. Но добровольно и за свои деньги применять его по отношению к себе отнюдь не хотелось.
Однако, супругу такой отдых вполне устраивал и после некоторых прений все стороны пришли к взаимному соглашению: жена и дети едут в санаторий, где трех-разовое питание, процедуры-массажи, бассейны, фитнесы и прочие блага цивилизации, ну а я... Я могу ехать куда глаза глядят, лишь бы бюджет поездки не превышал 50 тыс. рублей.
К оставшейся от законного отпуска жалкой неделе были приплюсованы ноябрьские праздники и в прямом смысле кровно заработанные мною отгулы (за сданную донорскую кровь).
Проведя н-ое количество часов на нашем любимом форуме и исходя из вышеназванных условий мною была выбрана загадочная страна Шри-Ланка, так как я никогда не был ни в Юго-восточной, ни в Южной Азии и никогда не видел океан и давно уже мечтал восполнить этот пробел. Меня так же впечатлили рассказы о чудной природе этого острова, удивительных национальных парках-заповедниках, почти не тронутых цивилизацией, а так же низким уровнем развития туризма и как следствие, весьма положительными особенностями менталитета местного населения. Все это, а вкупе относительно не дорогие авиабилеты и общая дешевизна внутри страны (что в условиях ограниченного бюджета крайне актуально) и повлияло на принятие мною данного решения.
Таким образом у меня имелось: таинственный остров Шри-Ланка, 50 тысяч рублей и целых три недели одиночного отпуска. Далеко не часто в нашей будничной жизни бывает столь удачное стечение обстоятельств и я решил использовать выпавший мне шанс и устроить себе незабываемый отдых (и надо сказать, что именно этой цели я достиг, хотя вовсе не так, как планировал изначально). Собственно, "благодаря" своей неуемной фантазии вполне банальный отдых трансформировался в нечто, заслуживающее, на мой взгляд, отчета. Я решил, что коль еду в такую интересную страну, да еще один, мой отдых непременно должен быть особенным, не таким как все предыдущие и в результате моих измышлений, а так же в процессе получения информации мой план поездки видоизменялся до самого вылета и это наложило отпечаток некоего экспромта на все мое путешествие.
Думаю, уже понятно, что я не собирался бронировать отель и жить в нем "как все нормальные люди", а планировал путешествовать по всему острову и останавливаться в понравившихся местах. Однако, передвигаться я решил ни как обычно, лениво глядя из окна прокатного автомобиля под этническую музыку, а на двух колесах. При этом надо отметить, что я ни разу не мотоциклист и даже на велосипеде последний раз ездил в глубоком детстве. Однако имея вполне приличный водительский стаж (права с категорией "С" получал еще перед армией в далеком 1987 году) я самонадеянно решил, что как-нибудь справлюсь.
Так же, я загорелся идеей, что не плохо было бы приобщиться к движению подводных охотников. Здесь у меня тоже не было никакого опыта, к тому же, как говорилось, я ни разу не видел океана и имел весьма смутные представления о том, чем плавание в нем отличается от купания в море. Однако я внимательно проштудировал целых две книжки на тему подводной охоты и прикупив в кредит вполне приличный арбалет с двумя тягами, строил и на этот счет весьма самоуверенные планы.
Была у меня еще одна безумная идея. Я с детства мечтал пожить в джунглях. Ну или хотя бы провести там какое-то время. Скажем сутки... Да хоть одну ночь! Один на один с дикой природой и ее обитателями, почувствовать себя Зверобоем или первобытным человеком! Не судите строго, в конце концов, все мы отчасти сотканы из нереализованных детских мечтаний, только зачастую боимся в этом признаться даже самим себе. Надо отметить, что подобного рода туризмом я тоже никогда не увлекался. Нет, пару раз по молодости мы ходили с друзья в подмосковные леса, однако это скорее можно было назвать коллективной пьянкой на природе, нежели турпоходом. Однако, просмотрев несколько роликов с ютюба я решил что и эта миссия выполнима. Для этой цели была куплена одноместная палатка и армейский котелок. В общем, получалось как в песне: "..все было впервые и вновь..".
Постепенно мой замысел стал обретать определенные формы. В идеале, я хотел проникнуть на мотоцикле в охраняемый нацпарк Вилпату и пожить там какое-то время в палатке, на берегу океана, занимаясь подводной охотой и готовя еду на костре. Ну а дальше видно будет! Таков был мой план.
Приближался час "Х". Все мои мысли были заняты этим увлекательным, как мне казалось, путешествием и я не мог уже думать ни о чем другом. Своим близким я, по понятным причинам, выдавал информацию весьма дозировано, а вот с друзьями делился охотно. Однако, они отнюдь не разделяли моего энтузиазма и никто не напрашивался ко мне в компаньоны:
- Тебя либо сожрет леопард, либо ты утонешь в океане, либо свернешь себе шею на горном серпантине!, - стращали одни.
- Оставь нам хоть что-нибудь на память, в качестве завещания, - мрачно шутили другие.
- Да ничего у тебя не получится. Это же охраняемая территория, возьмут тебя под белы рученьки и проведешь ты свой отпуск в казенных "апартаментах" с видом на кирпичный сортир, - предрекали третьи.
Каждый из них в конечном итоге в чем-то оказался прав. Но, как в старом еврейском анекдоте, и я остался прав тоже. Как так? Собственно, об этом и рассказ.
- Как я все это буду крепить на байк, - тоскливо подумал я, глядя на огромный рюкзак и 165-сантиметровый широкий и жесткий кофр с подводным ружьем и снарягой. - Может ружье еще и не пропустят.., - мелькнула на периферии сознания тайная надежда.
- Дорогой, я тебя очень прошу, не лезь ни где на рожон. Не забудь, что тебя ждут дома, - напутствовала жена.
- Вроде, ничего особо не рассказывал, - подумал я, - женское сердце не обманешь!
В назначенное время заехал на машине друг: "Ты все это барахло собираешься возить с собой на мотоцикле?" - ехидно поинтересовался он. " Угу.. Рюкзак за спину, а ружье на перевес", - мрачно отшутился я. На самом деле я понятия не имел как все это будет выглядеть. Путешествуя на автомобиле порой не задумываешься о многих мелочах, которые при езде на двух колесах могут сильно осложнить жизнь. Одно дело, когда ты у себя дома, собственного железного коня можно кастомизировать как угодно, ну а с прокатным байком что делать? Взять тот же багаж. Правильно и надежно закрепить его в походных условиях не так-то просто. При этом нужно не забывать про развесовку груза и чтобы можно было без особых проблем достать необходимые вещи, добраться до багажника под сидением, а так же позаботится о защите груза в случае дождя и о его сохранности во время отсутствия и т. д. Согласитесь, это несколько отличается от того, чтобы забросить вещи в машину и щелкнуть пультом. Во всем этом мне еще предстояло убедится на собственном опыте, а пока я просто надеялся на "солдатскую смекалку".
Не буду утомлять читателей подробностями перелета. Все как у всех: аэропорт Внуково, "таможня дает добро" (пропустили таки!), бесцельное шатание по дьюти фри в ожидания рейса (из сильных впечатлений - коньяк Louis XIII по цене 350 000 рублей за бутылку!). Дальше был довольно утомительный перелет на Дубайских авиалиниях, душный салон, отсутствие питания (первый раз столкнулся), отстойный 2-й терминал в Дубаи, полный каких-то палестинских беженцев и прочих гастарбайтеров со всего востока, потом опять все по второму кругу и вот наконец долгожданные очертания райского острова! Сели. Слава Богу!
В первый (и единственный) раз я заранее забронировал дешевый отельчик с трансфером и совершенно обоснованно! Дубайские авиалинии ушатали меня окончательно и после такого перелета да с багажом меньше всего хотелось куда-то еще бежать, что-то искать, во что-то вникать... А тут меня встретил приветливый дядечка в возрасте, подождал пока я поменяю деньги, посоветовал где и какую симку мне купить, закинул мои вещи в тук-тук и мы отправились в Негомбо. По дороге я пытался оценить движение. "Как тут вообще возможно на чем-либо ездить белому человеку?", - подумалось мне, однако по опыту знаю, что впечатление пешехода обманчиво. Когда садишься за руль все встает на свои места. Ну или почти все...
Прибыли в отельчик. После всяких Европ мое жилище показалось мне несколько.. аскетичным. Знал бы я где мне придется в последствие останавливаться! Позавтракав и отдохнув пару часов я отправился на поиски транспортного средства.
Тут надо сделать небольшое отступление. В последний день перед вылетом я сделал то, что нужно было сделать заранее и не один раз. Я решил взять пробный урок езды на мотоцикле... и пришел в ужас - я не мог на нем ездить практически никак! То есть, по прямой еще как-то передвигался, а вот любой поворот сопровождался серьезными трудностями, с которыми мне так и не удалось совладать до конца урока. Думаю, одной из причин такого унылого результата стало отсутствие практики езды на велосипеде за последние 35 лет. Уверен, что велосипедист справился бы с этим заданием гораздо успешней. В результате моих мучений инструктором был вынесен вердикт: "При такой езде брать в аренду мотоцикл нереально. Учеба в "боевых условиях" может кончится весьма плачевно как для горе-водителя, так и для окружающих". "Вот балбес!", - подумал я про себя - "Эти уроки нужно было брать за месяц до поездки. А у меня все в последний момент. И что теперь делать? Ведь на двух колесах держалась вся идея, на автомобиле ее не осуществить!" И тогда я решил взять скутер. Я до сих пор не знаю чем бы кончилось мое путешествие если б я попытался взять мотоцикл, возможно, мне бы просто его не дали, однако тут я совершил ошибку. В дальнейшем мне не раз придется пожалеть о своем выборе.
Первое знакомство со Шли-Ланкой и ее обитателями у меня состоялось в Негомбо, на знаменитой "туристической" улице Lewis Pl, и оставило вполне положительные впечатления. Конечно, так называемый "базар-пипл" примерно везде одинаковый, однако местные торговцы весьма и в лучшую сторону отличаются от своих, скажем, египетских собратьев. Здесь не нужно делать зверское лицо и рычать на окружающих, можно (и должно) быть приветливым, никто тебя за руку тащить не станет и остатки мозга вынимать не будет - люди стараются заработать на хлеб насущный не выходя за рамки приличий. Общий позитивный настрой, конечно, сказывается и на собственном внутреннем состоянии, особенно после хмурых и зачастую хамоватых наших соотечественников (увы, сам такой, от народа себя не отделяю), продуманных и жадноватых европейцев и не по доброму фамильярных египтян. Ланкийцы скорее напомнили мне добродушных островных греков, разумеется со своим национальным колоритом, только еще более открытых и по детски простодушных. Есть такие "толстокожие" путешественники (в том числе и среди моих знакомых), которым туземцы вообще "по-барабану", я мол на отдыхе, а местная "массовка" меня мало заботит, до тех пор, пока мне что-нибудь от них не понадобится. Для меня же в любой поездке отношение местных жителей является очень важным моментом, способным как приукрасить, так и изрядно подпортить любой самый замечательный отдых. К тому же, я убежден, что в любой стране самое интересное - это именно люди ее населяющие и то как они живут и чем "дышат". В этом смысле Шри-Ланка меня порадовала, я сразу как-то почувствовал себя "в своей тарелке" и в дальнейшем это чувство меня не покидало.
Итак, обойдя несколько пунктов проката в конечном итоге я остановился в упомянутой уже на форуме конторке на Lewis Pl, 171, где мне был предложен видавший виды 110-кубовый скутер Хонда Дио. Меня подкупило то, что ребята пообещали поставить на него решетку-багажник, что было весьма важно для меня (вообще не представляю, как бы я крепил свой груз без него). Поэтому, если вы столкнетесь со схожей проблемой с помощью установленного багажника и крепежных резиновых жгутов с крюками вы сможете ее решить. Ну а если в наличии багажника не окажется, спросите где его купить, мото-магазинов там полно, стоит все копейки, в конце концов, попросите их самих купить и поставить.
Выбор был сделан, однако озвученная цена меня никак не устраивала. Где-то в подсознании у меня вертелась информация о том, что кто-то где-то брал скутер в аренду за сто баксов в месяц. Откуда я это взял, ума не приложу, однако предложенная мне цена 200 долларов за три недели вызвала у меня лишь усмешку - "Восемьдесят и не центом больше!" - гордо воскликнул я. Надо сказать, что торговаться я не люблю и не умею, однако мне не нравится, когда меня так грубо пытаются надурить. Загадочная цифра 100 баксов в месяц прочно засела у меня в мозгу и я не поддавался ни на какие уговоры. В конце концов я уже решил уйти, когда мне было сделано последнее предложение - 110 долларов, багажник, хороший шлем с забралом и непромокаемая куртка (которую я отверг, а зря!). Надо сказать, что начало ноября это отнюдь не "сезон", туристов раз-два и обчелся, а вид у ребят был такой жалкий, что у меня закрались сомнения в адекватности озвученной мною цены. "Ладно", - говорю, - "По рукам." Впоследствии, местные не раз задавали мне вопрос за какую цену брал я скутер и все при этом говорили что очень дешево.
Итак, мой железный конь был мужского темно-фиолетового цвета, по размеру совсем не маленький, весил за сотку, имел пробитый глушитель (ревел как взрослый) и боевые ранения по кругу, которые были мною добросовестно сфотографированы. Немного смущали маленькие колеса, как я буду на них осваивать бездорожье? "Как нибудь справлюсь", - по неопытности самоуверенно подумал я и, как выяснилось, был в корне не прав! Оставалось дело за малым - нужно было его заправить. Ближайшая заправка была в центре Негомбо и мои новые друзья милостиво согласились меня туда препроводить.
И тут началась жесть!
Как оказалось, управлять таким скутером для меня было не на много проще, чем мотоциклом. Нет, как водитель я "читал" ситуацию вполне сносно, хотя левостороннее движение и повсеместная езда не по правилам, а "по понятиям" накладывало свой отпечаток. Однако, главной моей проблемой являлось неумение держать равновесие на малых скоростях в условиях плотного азиатского трафика и отсутствие навыка маневров. Сопроводив меня до заправки мои приятели удалились, а я попытался освоится в заданных условиях по принципу "учитесь плавать". Однако, после того как на меня чуть не наехал местный тукер, который двигался почему-то по "встречке" и я не сумел от него увернуться, после того, как меня чуть не переехал грузовик, который пер на поворот, в то время, как я согласно правилам смело двигался прямо и после того, как на крупном перекрестке с круговым движением я на уверенно заехал на него против часовой стрелки и уличные торговцы повскакивали с насиженных мест, а тукеры хватаясь за голову завопили: "Ноу! Ноу!", после всего этого я решил все-таки попрактиковаться в более безопасном месте и с трудом выбравшись из этого сумасшедшего дома отправился обучаться основам маневров и разворотов на малолюдные рыбацкие улочки.
Угадайте, здесь одностороннее или двухстороннее движение?
Правильный ответ: двустороннее :)
Проголодавшись я заехал в первую попавшуюся харчевню для местных жителей, где мне был любезно предложен традиционный райс-энд-кари и теплая вода из под крана. Пока я вкушал сии яства, зашел какой-то бродяга, почти голый и весь в язвах - смотреть страшно. Добрые люди из харчевни его не прогнали, а принесли какие-то лепешки, налили так же как и мне тот самый популярный здесь напиток из под крана и посадили напротив меня. Аппетит у меня несколько поубавился, сижу, сам себя укоряю, что гнушаюсь человеком, однако ничего не могу с собой поделать. Кое-как доел, заплатил какие-то смешные деньги и отправился в поисках продовольствия для завтрашней экспедиции.
Тем временем пошел дождь и проехавшись по продуктовым лавкам и изрядно промокнув я вернулся в свой отельчик, прихватив на вечер флягу с местным напитком Old Arak и экзотические фрукты. И там, вкушая сии плоды и попивая приятно согревающий напиток я стал продумывать свои дальнейшие действия. Как выясняется, начало сезона в здешних краях не в ноябре, как пишут на сайтах турагентств, а все же в декабре. Или это только мне так "повезло"? Как бы то ни было, а дождь зарядил не на шутку, небо все затянуто, грунтовки размыты, кругом лужи по щиколотку. И холодно!
"Что же делать? Ждать когда распогодится? Эдак можно весь отпуск проторчать в этой дыре. Надо ехать. Мы не ищем легких путей, вперед, на встречу приключениям! :)", - и на этой позитивной ноте, приняв горячий душ (о, если бы я знал тогда какая это редкость - горячая вода!), я отправился спать. В голове крутилось: "Скорей бы прошла эта ночь!"