Шри-ланкийской ветке форума Винского моя большая благодарность. С учетом специфики форума постараюсь из отчета убрать максимум «охов» и лишней энцикопедийной инфы.
Итак: Шри Ланка всегда страна значилась на карте моих маршрутов: национальные заповедники, красивая природа, остатки древних городов – то, что я люблю. Но что мне всегда не нравилось на Ланке – это практически отсутствие нормальных мест для растительного отдыха.
А еще мне хотелось на Мальдивы. Но вот что там делать свыше недели… работая исключительно овощем на пляже… Я тоже никак не представляла.
Неожиданное решение нашлось несколько лет назад, когда я прочитала про свадебное путешествие камрада с другого форума. Пазлы сложились, и в моей копилке появился маршрут Ланка+Мальдивы.
Каждая поездка начинается с поиска дешевых билетов.
В Коломбо из Киева летают:
- лоукосты Air Arabia (550 у.е.) чрез Шарджу,
- flydubai (те же 550 у.е.) через Дубаи,
- Аэросвит (прямой рейс, х.з. сколько, кажется что-то ок. 700 у.е.),
- МАУ/Этихат через Абу Даби. Причем последние летают на одних и тех же самолетах, но билеты при приобретении через Этихат обходились этим летом на 50 у.е. дешевле, в силу отсутствия в цене какого-то украинского налога.
Аэросвит не рассматривался принципиально. Равно как и другие пути типа через Амстердам или Франкфуркт. Дорого. Некомфортно. Не нравится.
Среди остальных самые дешевые билеты в нужные нам даты предлагались именно Этихатами Киев-Коломбо-Киев всего… за 550 у.е. Но с неудобной стыковкой - что-то около 10 ч. С удобной же – уже почти на 100 у.е. дороже.
Из Коломбо в Мале летают 3 авиалинии:
-SriLankan Airlines (национальные авиалинии)
- Mihin Lanka (ланкийский лоу кост, самый дешевый, но грешащий отменами рейсов, мне не рекомендовали)
- Emirates (тут комментировать нечего, флот богатейшего штата Эмиратов)
Потом нам в голову пришла светлая мысль, что если вылет домой у нас будет с Мальдив, то лучше отправиться на Киев прямо из Мале. Сокращаем 1 перелет, что всегда приятно. В итоге были приобретен перелет Киев-Коломбо, Мале-Киев всего за 700 у.е. с каждого. С очень удобными стыковками в Абу Даби (1 ч туда и 2 ч назад)
Начались попытки отдать деньги шри-ланкийским летчикам за плечо Коломбо-Мале. Цена в 260 у.е. за обоих меня более чем устраивала.
Как бы не так! Принимать наши кредитные карточки ланкийцы отказывались категорически. Предлагали все: Визу, Мастеркард, дебетовые, кредитовые, электрон, классик, звонили в банки, писали письма синигалам. Результат – 0.
Плюнули, профинансировали эмиратскую экономику, отдав за перелет аж 340 у.е. за обоих Эмирейтсу.
Путешествовать по Ланке, как уже было сказано, можно 3-мя способами:
1. общественным транспортом – дешево, экзотично, безопасно. Но мы старые автопутешественники. Нам комфортно машиной. . + мне в жарких странах кондей жизненно необходим. А с этим, как я поняла, в ланкийских автобусах и поездах дело обстоит плохо.
2. брать машину в аренду. Привыкшим к трафику в Киеве, местное движение не помеха. Опыт левостороннего движения у нас есть. Имхо, самая большая сложность передвижения по Ланке - это полное отсутствие карт для Иги – ну привыкли мы к комфорту.
3. брать машину с водителем в придачу. По советам – оптимальный вариант для тех, кто не хочет передвигаться ОТ.
Машину с водителем на наш маршрут (8 дней, реально прошли 1300 км) взяли за 440 у.е. Не хотелось сильно торговаться. Хотя можно было. Мы торг только начали Но - цена устраивала. И машина устраивала. И водитель понравился. Могу рекомендовать безоговорочно.
В данную стоимость входило:
Безлимитный пробег; Бензин (1,1 у.е за литр); Проживание и питание водителя; Возможность отклоняться от маршрута, в рамках общего тренда, вносить в него изменения и т.д.
Оплачивать можно
- Сразу все 100%
- 50% предоплаты, 50% постфактум;
- Каждый день.
Мы платили ежедневно.
Все эти тонкости были оговорены заранее, причем составлен и подписан в двух экземплярах соответствующий документ, в котором и закрепили все ключевые пункты. Потому что ланкийцы воспринимают туристов как объект заработка (что логично) и «невинные» вопросы на тему «экстрапей за экстракилометры» вам гарантированы в любом случае. Мы защищали себя.
Было принято решение на Ланке ничего предварительно не букать. Я только выписала по маршруту нашего движения отели, которые теоретически мне могут быть интересны. Я все же ОЧЕНЬ привередливо отношусь к местам ночлегов. Могу поделиться, если есть интерес.
На Мальдивы же въезд разрешен только при наличии обратного билета (у нас был) и ваучера отеля.
Отель на Мальдивах искался исходя из 3-х критериев: близость к аэропорту, наличие близкого домашнего рифа, ну и цена, конечно.
В итоге в списке оказались:
Thulhagiri, Eriyadu, Bandos, Adaaran Club Rannalhi, Fihalhohi.
Пишу подробно, вдруг кому пригодится.
Сайты бронирования отелей на Мальдивах все тот же Букинг (невыгодный), . (намного «вкуснее»), vermillionmaldives.com.
Есть еще куча других, но я ими не пользовалась.
Отели на Мальдивах, мягко говоря, недешевы.
Но чтобы правильно посчитать полную стоимость «паровоза», надо к стоимости проживания (с питанием) прибавить трансферт (от 70 до 350 у.е. с человека), 8 у.е. в сутки койко-места с фейса, потом еще +13,5% каких-то налогов. Короче, не радуйтесь, увидев приемлемую для вас цену на проживания. Посчитайте обязательно стоимость «совокупного владения».
Сначала я ориентировалась на Bandos 5*, даже бронировала его предварительно, но в итоге поняла, что хочу на заточенный под немцев Fihalhohi 3*. Вот тут начались мои следующие проблемы.
Fihalhohi не значился в продаже на интересующие меня даты! Бомбардировка письмами менеджмент отеля привела к неожиданному ответу: «Отель в сезон продается только через туроператоров». Список прилагался. В списке оказался ТТ, которому я и пошла сдаваться. В итоге, оплатив 100% услуги агентству только за трансферт и отель (спасибо им!), долгожданный ваучер оказался у нас на руках.
Забегая вперед, скажу, что наши проблемы на этом не закончились. Буквально за пару недель до вылета, мы получили сообщение, что наш рейс из Мале в Абу Даби состоится, а вот из Абу Даби… правильно! Отменен! Конечно, мы можем провести в Эмиратах сутки. В аэропорту. (Отель 200 у.е. за номер, если такие будут). Или получив транзитную визу (исключительно по прилету, часа 3-4 на оформление), в самом городе. Да ну его, подумали мы! И снова пошли к агенту ТТ, докупать еще 1 сутки отдыха на Мальдивах, в тайной надежде, что больше отмен рейсов не состоится.
В принципе, это все наши приготовления. Ну, кроме разработки маршрута, конечно, закупки дождевиков, печеньек, шоколадок и сбора разной полезной информации.
ЛАНКА
Люблю я летать через Абу Даби! Сначала наслаждаешься потрясающими видами из окна и не замечаешь наших «удобных» самолетов. Мы всегда играем в игру «ведь Эльбрус и с самолета видно здорово». Потом пересаживаемся в реально комфортный транспорт Этихатов и можешь с удовольствием продолжать полет.
Потом всего 4 часа полета и вот мы уже садимся в аэропорту Коломбо. Быстрый контроль, выходим в зал прилета и сразу делаем первую ошибку – меняем существенную сумму денег по курсу 109 рупии за 1 доллар.
Совет первый: не меняйте много денег! Сейчас в аэропорту самый невогдный курс. Выгоднее менять в городе. Обычно это делают в ювелирных лавках, там самая высокая цена доллара (в Канди меняли по 113). При обмене сохраните чек. Его могут потребовать при приобретении валюты на вылете, если у вас останутся лишние рупии. (Не знаю, не проверяли, у нас рупий не осталось, кроме как на сувениры)
Курс во всех обменниках аэропорта одинаков. Меняйте в том, где самая маленькая очередь.
Киевстар радостно поприветствовал нас роуминговым сообщением, что выходящие звонки нам обойдутся всего в 35 грн, а входящие и того дешевле - 25 грн за минуту.
Благодарим родину за сервис и… Покупаем сим карту местного мобильного оператор Dialog за 1100 рупий. При этом 800 у тебя оказывается на счету. Теперь можно звонить на родину по 0,5 у.е. (4 грн.) за 1 минуту разговора и практически бесконечно юзать мобильный Интернет. Диалог присылает сообщения о стоимости каждой транзакции, что очень удобно. Забегая вперед, мы за неделю все это богатство не выговорили.
Карта действительна в течении года. Dialog продается слева от выхода из зоны прилета.
Справа от выхода расположены туркомпании и прокатная контора (родной Europcar). По Фрейду мы именно к ним и направили наши стопы. Все же, привычка – вторая натура!
- Муж, ты что творишь, мы же договаривались, что берем машину с водителем!
- Мы так и сделаем. Мы только спросим, чем они занимаются.
Оказалось, Europcar, кроме машин без водителя, дает машины с водителями. Показываем распечатанный маршрут. Начинается процесс торга.
- Всего 62 у.е. в сутки – и машина ваша.
- Грабеж, говорим мы!
- 50 и не больше, строго говорю я.
- Ну зачем ты так? При хорошей машине дадим 55, - снисходителен муж.
- Машина будет очень хорошей: Тойота, с кондиционером!
- Точно с хорошим кондеем? – снова вредничаю я.
- Зуб даю. – клянется менджер.
Иду смотреть машину.
Надо сказать, что аэропорт – зона строгой охраны. Блокпосты. Люди с автоматами. Вход в здание только через систему безопасности (полное сканирование вещей и входящих, могут и обыскать). Машинам стоять возле аэропорта строго запрещено, поэтому водитель подъезжает по телефонному звонку, потом снова едет на стоянку. Где она – х.з. Машина мне нравится – реально новая Тойота, очень чистая и аккуратная. Водитель тоже.
- Ладно, милостиво соглашаюсь я, берем за 55 у.е. в сутки.
Муж заключает договор (см. выше), мы берем вещи, идем знакомится с водителем.
Его зовут Капелла. Ему 30 лет. Он недавно женился. Сестра Капеллы хорошо говорит по-русски, она врач, училась в Ростове. Сам Капелла владеет только английским. Но нам этого достаточно. На ближайшую неделю Капелла член нашей команды. С водителем нам очень повезло. Хоть я морально готовилась к мелким разводам.
Совет второй: смотрите машину, потом заключайте договор, чтобы не чувствовать себя неудовлетворенными.
Совет третий: маршрут лучше показывать на карте, с указанием всех населенных пунктов, которые вы собираетесь посетить. Я готовила скрин-шот с гугл-мапа с указанием всех желаемых к посещению точек.
Наш маршрут: пляжи юга, национальный парк Ялла, горы Ланки с чайными плантациями, золотой культурный треугольник (Канди, Дамбулла, Сигирия, Поллунарува, Анурадхапура), национальный парк Миннерия, на финал – мини-шопинг в Коломбо. Популярный питомник слонов В Пиннавеле был вычеркнут. Так же не были уверены, что заедем в Ботсад возле Канди. В итоге так и пролетели его.
Реперные точки:
Unawatuna, Galle, Weligama, Tangalla, Tissamaharama, Buduruwagala, Ella, Nuwara Eliya, Kandy, Dambulla, Polonnaruwa, Sigiriya, Habarana, Anuradhapura, Isurumuniya, Colombo, Negombo (Airport)
Обычно народ едет по часовой стрелке, начиная с культурных ценностей. Потом откисает на юге (Таннгале, Мирисса, Унаватуна, Хиккавуда, Бентота – в зимний сезон). Или на востоке (Тринкомале – в летний сезон). Но т.к. у нас запланирована целая неделя на Мальдивах, мы стразу отправляемся на юг, намереваясь сначала целый день посвятить отдыху после дороги в хорошем месте. Для отдыха была выбрана Уна. Мне она показалась подходящим решением.
Теперь пару слов о расстоянии и движении на Ланке.
«Удивляюсь, как можно все время мчаться 70 км/ч и преодолевать расстояние в 100 км за 3 часа» (с), Не мое, содрано, по-моему, именно, тут. Но подписываюсь.
Ограничение на дорогах – 60 км/ч или 70 км/ч "за городом". Но на расстояние в 150 км тратишь 5 часов. Проверенно. Я составила целую таблицу расстояний и времени в пути (ориентировочно). Сильно помогала. Могу запостить. А могу рекомендовать просто делить все расстояния на 30, чтобы определить возможное время в пути.
Дорога от аэропорта до Уны – это одно большое, переходящее одно в другое село. Дома, как в большинстве городов Азии, ободранные. Югу еще придают неопрятность разрушенные дома. От цунами 2004 года в стране погибло 35.тыс человек. Так первая линия у моря и осталась неотстроенной. Говорят, никто там не хочет селиться. Югу досталось больше всего.
Движение левостроннее. Трафик плотный. ТС различные. В основном – грузовики, автобусы, тук-туки и машины. Двухрядка. На обгон идется в лоб. Водители прекрасно чувствуют габариты, 3 машины разъезжаются на этой двухрядке плотненько, но беспроблемно – водители прижимаются максимально к обочинам, давая закончить маневр. Каждый маневр обозначается биканьем, что считаю крайне полезным. Огромное количество животных на дороге. В основном собак – бегут, сидят, лежат. Сбитых животин, равно как и аварий не видела.
Много засад, ловят и на фару и на нарушение разметки. Ланкийцы предупреждают друг друга о засадах дальним светом, как и у нас.
Нарушают. Но нарушают умеренно. Пропускают тех, кто просится на поворот. Что не замечала в других азийских странах, типа Тая.
Информативность на дорогах оставляет желать лучшего. Зато полотно и разметка в хорошем состоянии. Женщин за рулем почти нет. Я видела только 3. Машины очень дорогие. На Ланке очень высоки налоги на приобретение автомобилей. Страна не приветствует развитие автотранспорта, как я поняла.
Короче, привычка – вторая натура. На ТС и ПДД мы внимание обращали.
Уна составила ощущение такого очень уютного Коблева. Или Затоки. Прекрасный пляж. Реально защищен от прибоя. Купаться безопасно. Быстро был найден большой просторный номер с кондеем и огромным балконом за 4000 рупий вот тут(делим на 110, как минимум, и получаем баксы)
и мы завалились отдыхать. Меня сначала шокировало, что на Ланке в основном женщины не работают. Только мужчины. Уна очень растоманское место. Или мне так показалось. На пляже били почти африканские барабаны. Местные отплясывали почти африканские пляски. На песке валялись собаки. Собак, на Ланке, надо сказать, немеряно. Просто страна собак. Ходят и стаями и в одиночку. Агрессии с их стороны не заметила. Что нельзя сказать про мартышек. Особенно, если у тебя в руках есть еда. Появляются незаметно и ниоткуда и сразу же предупреждают: «Лучше отдай!» Отказать невозможно.
Пару советов «бытовых».
При торге за жилье уточните, включает ли цена включая налоги. При заказе ужина, обеда, этот вопрос лучше уточнить тоже. Т.к. все услуги: еда и др. могут облагаться дополнительно 10% налогом. А могут уже включать налог.
Розетки, как и предупреждали, трехштырьковые круглые. Верхняя дырочка для блокировки двух нижних. Никаких переходников не покупали. У нас была деревянная палочка, шажка для фуршетных шашлычков), которой мы и разблокировали розетки.
Комары есть везде. Даже там, где говорили, что их нет. Брали с собой фумигатор. Пользовались. Помогал ли он? А кто его знает! Купили рекомендованное местное средство от комаров. Еще не испытали.
Брали фонарик. Очень полезная штука!
Во время нашего пребывания в Уне вечером неожиданно пропало электричество – большое дерево упало на линии передач, говорят, такое бывает часто. Местное население быстро достало примусы, чайники. Серьезные отели включили генераторы. Мы включили фонарик. В итоге вместо запланированного ужина в Kingfisher, где, по отзывам, хорошая кухня, ели на берегу моря совсем в другом ресторане, в том, который смогли найти в темноте.
Немного вообще о еде. Практическое отступление.
Я много читала отзывов на тему «невкусной ланкийской еды», и что «они совсем не умеют готовить рыбу». То ли я непривередлива, то ли другие придирчивы. Абсолютная неправда! Все съедобно, очень вкусно, и даже не сильно спайси. Тот, кто любит острую пищу, вообще не поймет, что ест «спайси». Не разу не просила адаптированную еду.
Основные блюда – это карри (с рыбой, курицей, мясом), noodles (с рыбой, курицей, мясом, мое любимое мням-мням), ну и, конечно, рыба/курица/мясо (в разных вариациях) с гарниром. Как правило, гарнир - рис или картошка фри. Рыба хороша (правда, я не люблю тунец, посему не разу его не брала). Курица тоже хороша. Причем, это не наши куры-бройлеры, это что-то мелкокостное, но с мягким мясом. Я так подозреваю, сплошь органическая еда без ГМО. Порции большие.
Средняя цена порций от 400 рупий ( 4 у.е.) до 800 (7 у.е.) рупий, в зависимости от заведения (культурного, конечно, «некультурные» не попадались). В среднем ужин с пивом, фрешем нам обходился ок. 2000 (17 у.е.) местных тугриков, это ни в чем себе не отказывая. Самый дорогой ужин с лобстером и другими морепродуктами нам обошелся перед вылетом в дорогом ресторане в Негомбо в 4300 местных тугриков, т.е. в целых 38 у.е. Но это мы гульнули, отмечали большой семейный праздник. Рекомендуемое пиво Леон – средней паршивости. Но, как ни странно, я его пила. Обычно в жарких странах я не пью спиртные напитки – мне «плохеет».
Самый большой праздник живота на Ланке, это, конечно, фрукты. Вот ими мы и обедали ежедневно.
Бананы – 60 рупий кг, манго, ананасы до 100 рупий штука, авокадо от 10 до 40 рупий штука! Кокос (питьевой) – 30 рупий в среднем.
Манго не пошли. Зато прониклась папайей. В том же Тае и Камбо наоборот, хорошо шли манго и никак папайя. Ананасы хороши везде. Про авокадо нечего говорить. У нас таких нет и никогда не будет. Еще мы попробовали что-то не знаю, как называющееся,
и джек-фрут. Короче, как всегда, фруктовая диета была обильна, но все равно хотелось бы больше.
На Ланке очень вкусная выпечка. И очень «вкусный» процесс ее продажи. Если вы слышите синтетические звуки, исполняющие «Полонез Огинского», - знайте, это едет выпечка! Как правило, это тук-тук, оборудованный под мини-магазин. Мы же в какой-то обед воспользовались лакшери-вариантом, - минивэном. Булки с начинкой что-то в районе 35 местных рупий.
Очень вкусный чай (реально!) Я вообще не любитель чая, черный совсем не пью. Но на Ланке черный пила с удовольствием. Он имеет правильную приятную терпкость. То, что у нас продают как «настоящий цейлонский»… Ну, короче, возможно они стояли рядом… Заваривают очень крепко. На мои манипуляции с разбавлением чая водой смотрели с ужасом: «Зачем мадам так безжалостно портит продукт!?»
Еще очень прикольная вещь, которую стоит попробовать, это курд – кисломолочный натуральный продукт типа нашего йогурта. Делается из коровьего или буйволиного молока в керамических плошках, в них же и продается. Стоит 150 -200 рупий. При переворачивании плошки – не высыпается. Хранится и продается – внимание! – без холодильников в 30 градусную жару! Мы его ели 3дня подряд. Хранили тоже, конечно, без холодильника. Вот такое нарушение «санитарных норм». Местные его едят с медом. И продают в комплекте с медом в бутылках. Мы предпочли чистый продукт
В принципе, про еду почти все.