Мне нравился Китай, правда, это был мой Китай, который я открыл для себя из фильмов с Джеки Чаном и многочисленных китайских ресторанчиков по Питеру, где почти всегда много, вкусно, атмосферно и недорого. Сами китайцы казались полиглотами. А сама страна и города представлялись сборищем исторических артефактов.
С таким настроением мы вышли в аэропорту Гуанчжоу. Погода оказалась всего градусов на 7 выше, чем в Питере - около 12 градусов. Стоило лететь ради такой прибавки? Да, конечно!! Итак: обмен денег в аэропорту - легко. Покупка билета на метро, да и само метро из аэропорта - легко и супер. На этом все легко закончилось.
У метро два выхода - показывает карту работнику - он, вроде, сообразив показывает пальцем направление, т.к. английский г понимает напрочь. Выходим пустырь и кругом заборы, наверно, как первый раз на Парнасе оказаться. Ну, думаем, ошибся станционный смотритель - другой вход нам нужен. Выходим из другого - тоже самое.
Делать нечего - надо идти. Пытаемся спрашивать у местных направление, суя под нос айпад с картой. Вот тут к первой беде - полному отсутствию знаний английского языка добавилась вторая проблема - полный географический кретинизм. Смотря в карту с названиями местных лиц на китайском языке они ничего не могут понять и даже показать, где сейчас находятся. Все же встречались и такие, кто довел или реально показал куда идти, но это было всего дважды.
Ладно, про английский знали и сильно не рассчитывали на него, про карты тоже - может они слова не понимают, в каждой провинции свой диалект и свои каракули. Но еда, знаменитая китайская еда, где много, вкусно и дешево не могла же подвести. Тем более, как гласит китайская пословица: «для того, чтобы получить от жизни максимум всего, нужно родиться в Сучжоу, жить в Ханчжоу, есть в Гуанчжоу, умереть а Лючжоу». Сучжоу известен своими красивыми женщинами, Ханчжоу — пейзажем и парками, Лючжоу — лучшим деревом для изготовления гробов, Гуанчжоу — своей кухней и ресторанами.
Голодные после перелета заходим с рюкзаками в первое прилично выглядящее заведение, где обедают китайцы, по принципу, где местные питаются - там вкусно. Это мы потом поняли, что в городе с 13 млн человек встретить туриста - это больше неожиданность и местные тут везде. Итак, пригласили, усадили за стол, поставили чайник горячего чая. Несмотря на то, что местные этим чаем споласкивают посуду, чай все равно был вкусный. Потыкали пальцами в картинки, мол это, это и вот это. Принесли маленького курчонка, настолько маленького, что и есть там нечего, но для местных это у нас хлеб к борщу попросить, вроде, подождать настоящей еды. Второе блюдо со свининой и остром перцем оказалось самым вкусным, ибо третье было костлявыми кусками той же свинины, но уже с паренной тыквой в чесноке. Ну думаем, первый блин комом, просим чек, оказывается поели более, чем на 400 рублей. Странно и дороговато для места, где как показалось пенсионеры обедают, при чем не двумя блюдами с куренком на двоих и нормально накрытой поляной.
Словив wi-fi в кафешки мы, наконец, определились с направлением к отелю. Притопали.
Подведя итог про питание в Китае, скажу, что, пожалуй, голодали. Цены в кафе, где мы были в первый раз и те, что видел потом отличались только в большую сторону. Впрочем, есть забегаловки, в которых выбор поменьше, еда попроще в плане разнообразия вкусов в тарелке, где можно пообедать на двоих за 150-200 рублей за два блюда. Есть небольшие ларьки, где вам предложат суп из нескольких видов макарон на мясном бульоне по доллару за порцию, правда хватает такой заправки не надолго. И наконец, можно найти макашницы по всему городу, где готовят кто на раскаленном масле, кто на углях свежих осьминогов (большой плюс этому блюду при стоимости 50 рублей за 4 шашлычка), тофу, и какие-то странные неопознанные вещи.
Если же приходишь в более-менее нормальный ресторан, но без налета на какой-то шик, то менее, чем за 1000 рублей не поешь.
Большой плюс - китайскому пиву. Вот тут, действительно, чувствуется история. Пиво просто класс. Правильная бутылка в 0.6 литра стоит от 15 рублей. Продается и Хейнекен местного производства, стоит порядка 50 рублей. Но из местных пивоварен все виды пива были реально вкусные. Самогон, типа, водки - крепкий. Были бутылки то ли 0.5, то ли 0.7 порядка одного доллара за бутылку, были большие канистры - литра 2, а то и 3 тоже за какие-то смешные деньги, но был крепыш и по нормальным ценам.
Теперь о проживании.
Если бы не акция чуть ли не с 50% скидкой на отель, из сети Super 8 (восьмерка в Китае счастливое число), то жить бы пришлось по цене порядка 1700-2000 рублей. Отель оказался в 5 километрах от центра, в принципе, недалеко. Номер, как номер, вполне себе европейская трешка, даже с намеком на какой-то дизайн. Но гигантские пробки, которые начинались с 3 часов дня, все портили. Метро тоже было, но до него также надо было ехать на автобусе, учитывая, совсем не маленькие расстояния в городе между точками.
Что посмотреть. Оказалось, что в городе, основанном в 862 году аж до нашей эры, и от куда начинался шелковый путь, советуют посмотреть "знаменитую" 600 метровую телебашню, построенную в 2010 году.
В общем, в городе который занимает площадь более чем 7400 квадратных километров и смотреть-то нечего. Залезли на гору Баюн, посмотрели сверху на город, который даже в солнечный день скрыт занавесом смога. Посмотрели на китайских пенсионеров, которые, как молодые ходят то в эту горку, то под горку и при этом размахивая руками для гимнастики, подбадривая себя индивидуальной музыкой из маленьких магнитофончиков, который носит каждый уважающий себя китайский пенсионер. Походили вокруг телебашни. Фаллос, как фаллос. Только залезть на него стоит 1000 рублей. Зашли в один из главных исторических памятников города, который все советуют посетить, Академию семьи Чэнь - малюсенький островок китайского зодчества аж 19 века, среди громадных многоэтажек вокруг. 20 минут и все обошли. Похоже, что памятников истории Китая намного больше разбросано по соседним с ним странам, которые почерпнули начало цивилизации как раз от древнего Срединного государства
Ну и, конечно, посетили китайский цирк. Цирк, хоть и китайский, но интернациональный, чтобы не было вопросов, почему в китайском цирке всего пару китайцев, а остальные артисты это русские, украинцы, белорусы, немного южноамериканцев, несколько негров и два китайца.
Цирк крутой. Колесо смерти, шар с мотоциклистами, акробатами, которые прыгают из под купола цирка в маленький бассейн, и в завершении выстрел человеком из пушки. В общем круто, несмотря на 50 баксов за самые простые места. Как таковые места не прописаны в билете, где сел, там и сел, только есть вип зоны и есть вип-вип зона.
И все вокруг "бедные", как мне казалось, китайцы. Когда менял доллары, а это та еще процедура - только в банке, только по паспорту, скан которого тоже делают, занимает не менее 20 минут. Плюс еще очередь, в которой легко может оказаться бомжеватого вида мужик с простой сумкой денег. Я видел несколько таких людей, которые приносили сумки денег, по примерным подсчетам порядка 2 млн рублей, в банк, а выглядели чуть лучше бомжей у нас на вокзале.
Пс. Во Вьетнаме встретили китайца, говорящего по английски. Он сказал, что средняя зарплата в Гуанчжоу 700-800$...
Продолжение про Вьетнам тут Вьетнам: Ханой-... (Мотопробег - два колеса четыре ноги)
Учитывая, что так подробного ответа-отчета нигде не нашел, а вопросов по этой теме нашел много, то решил поделиться опытом и ценами на конец 13 года.
Отсчет по наземному передвижению Гуанчжоу (Китай) - Ханой (Вьетнам)
Прямого пути сообщения нет.
Поэтому варианта два с половиной.
1 вариант автобусный: Гуанчжоу - Нанинг - 200 юаней (около 10 часов в пути) независимо слпинг или ситтинг бас, (ходит часто - 7-45, 9-15, 11-00, 11-45, 12-30, 14-00, 20-30, 21-00, 21-45, 22-30), Нанинг-Pingxian толи 68, толи 78 юаней (отходит с того же вокзала - 8-40, 9-40, 10-20, 11-50, 13-00, 13-50, 14-50, 15-50, 17-00 - дальше или нет или просто нам не записали), далее ехать на такси до границы, переходить (тут возможны поборы от местных частников, которые настойчиво предлагают провести по межграничье. И дальше уже на чисто вьетнамском автобусе до Ханоя. Еще вариант ехать из Гуанчжоу до Pingxian на прямом автобусе за 260 юаней (ходит 3 раза в день - 14-00, 19-45, 21-00 ). Если выбираете автобусный тур, то советую ехать из Гуанчжоу прямо в Pingxian, т.к. и чуть подешевле и не надо пересаживаться в Нанинге. Если, конечно, устраивает время отправления автобуса.
2 вариант поезд. Гуанчжоу-Нанинг 150 юаней сидячий и 200 купе (13-58 - 02-25 / 16-38- 06-30 / 19-33 - 08-00 / 21-08 - 09-40, ) и Нанинг-Ханой (один раз в день в 18-45 стоит 215 юаней за купе и только такой вариант)
Вокзалы находятся рядом друг с другом. Самый простой способ попасть туда - это на метро (фотка с названием станции прилагается) Если перый нашли жд вокзал, то автобусный будет по левую руку, если лицом к вокзалу, на этой же стороне, независимо поднялись ли на переход или пошли вдоль дороги. Автовокзал двухэтажный и вход есть как на первый этаж, так и на второй.
2.5 вариант совмещенный, что мы и сделали. Последний автобус из Гуанчжоу в 22-45, прибывает в Нанинг около 8 утра. И дальше поездом до Ханоя.
1 вариант запарный, в связи, с отсутствием точной информации, где что и как что-то найти в Китае, в котором напрочь не говорят ни на чем, кроме китайского. И объяснить, куда тебе надо, даже показывая карту с китайскими иероглифами не дает уверенности, что тебя поймут и правильно направят. И искать в Pingxian, где граница и кого надо ловить, как советуют в источниках из интернета уже надоело.
Чисто второй вариант тоже испугал громадной очередью к билетным кассам на жд вокзале в Гуанчжоу.
Итак, прибыв на автовокзал в Нанинге переходить дорогу и садитесь на автобус, толи , 40, толи 42. В общем, мы сделали так - посмотрели фотку, где были изображены иероглифы railway station в Гуанчжоу и нашли символы в названии остановки. Ехать 9-10 остановок, мы насчитали 9 остановок, хотя при счете на остановке было 10. В любом случае, мимо вокзала не проедите. Он большой.
Поезд надо было ждать до вечера, почти 11 часов. Думали потратить это время на осмотр Нанинга. Оказалось, что то ли мы не туда смотрели, то ли делать там, действительно, нечего. Прокатились на двухэтажном автобусе, естественно на переднем сиденье второго этажа, по маршруту 22 в надежде за 2 юаня осмотреть город. Если выберете такой же вариант времяпрепровождения, выбирайте другой маршрут, этот вел похоже к новому строящемуся району окраины, и смотреть там абсолютно нечего.
Можно было сидеть в комфортном зале ожидания, что находится слева, если лицом к вокзалу.
Зато поезд идет прямиком Ханой без пересадок и прибывает рано утром. Границу пересекает около 12 ночи. На такое путешествие у нас ушло 36 часов и 417 юаней, включая билет на автобус в Нанинге.