Прилетели в Мумбай ранним-ранним утром. Уставшие и ожидающие неприятностей. Которые не заставили себя ждать. Обменники предлагали курс 61.80 рупии за 1 доллар, брали комиссию и имели для обмена только купюры в 2000 рупий. Не захотели стоять в очереди на предоплату такси, за что и были наказаны в другой кассе суммой в 1800 рупий за проезд 4 человек с 4 чемоданами в минивэне с кондиционером и, не имея мелочи, вынуждены были также отдать 100 рупий чаевых помогале-носильщику. Доехали до гостиницы, правда, быстро и удобно. Поселить нас должны были в 8 утра, но из-за некоторой задержки предложили бесплатный и при этом неплохой завтрак. Обмен в гостинице был также 61.80, но без комиссионных и любыми купюрами.
В Мумбае мы имели честь быть 3 полных дня. Посетили и посмотрели основное, что предписывают путеводители и путешественники в своих отчетах и блогах. В целом – обычное дело: вся эта архитектура, унылые зимой сады, малопримечательная набережная при угрожающе грязном и пахучим заливе. Издали – красивая картинка, вблизи – ветхость и запах нищеты. Интересны люди: добросердечные, хитроватые, ленивые. Их очень много. Выходишь на улицу – сотни людей двигаются тебе навстречу и ты не знаешь, а есть ли у тебя возможность пройти сквозь этот поток невредимым. Еще больше машин – нередкая ситуация, когда на перекрестке или прямо посредине улицы встречаются поток гудящих машин и противостоящий им угрюмый людской ход.
Здесь, в этом индийском мегаполисе, особая жизнь. Улицы наполнены торговцами и мусором. Коровы располагаются на улице небольшим стадом. В воскресенье прямо на дороге мужчины играют в крикет, нехотя пропуская проезжающий транспорт. Билеты на пароходик на остров Элефанту продают вовсе не в кассах, а в разных местах у причала. Не сразу разберешься, в какую из очередей вставать и какая пара мужчин эта очередь обилечивает. Лачуги, сооруженные без использования каких-либо строительных материалов, не имеющие внутри настоящей мебели, располагаются в любых местах, где есть какая-нибудь тень. Около гостиницы или стации метро будет стоять много такси, но не все будут иметь желание куда-то ехать. Зато, если вы призовете такси из медленно двигающегося мимо вас потока – подъедет с любого ряда. В черно-желтое такси, которое кажется таким маленьким, можно паковаться даже впятером и куча чемоданов будет размещена на крыше автомобиля. То, что дешево и употребляется самим населением, выглядит опасно, а предназначенное для чужака – обычно и существенно дороже.
Хорошо неспешно бродить по Мумбаю, растерянным от увиденного или заряженным здоровым любопытством, но при этом быть независимым от него, то есть жить, отдыхать, питаться на лайнере. В круизе мы побывали в трех городах Индии, но максимальное впечатление оставил пусть полный мусора, переполненный людьми и машинами, но такой колоритный и такой живой Мумбай. Для нас обезьяны острова Элефанту были интереснее зафотографированных пещер за 500 рупий, прогулка по площади и улицам около вокзала Виктория и внутри него оставила большее впечатление, чем его внешний вид.
Вход в порт
Геройский авианосец
Снимают кино
Улица недалеко от вокзала Виктории
Улицу надо как-то переходить
Вид со смотровой площадки на Холме
Вид на Холм с набережной
После Мумбая следующий по ходу Манголор показался скучным, запомнился как огромная торговая площадка. Основное впечатление – это поездка на такси с местным крутым водителем, который постоянно давил на клаксон, обгонял впередиедущих безотносительно сплошных линий на дороге (то есть по прямой почти и не двигался), что-то при этом пытался рассказать и в конце выпросил 50 рупий чаевых. Форт Кочин оставил впечатление туристического аттракциона. Интересны в нем художественные магазины и галереи. Отметим, что здесь в жилых районах почти нет мусора.
В Мумбаи лайнер причаливает в центре старого города, в районе Форт. Никаких проблем с посещением достопримечательностей или просто в части прогулок нет. Такси – это 100 рупий. Причем запросы начинаются с 10 долларов и пытаются удержаться на 5. Не удалось сходить на экскурсию на авианосец. В Манголоре такси лучше брать за воротами порта. Там есть смотрящий, объясняющийся на английском и можно договариваться с другими пассажирами о совместной поездке. 200-300 рупий по обстоятельствам и виду транспорта. Но смотреть особо нечего. На пляж не поехали – время как бы было, но поленились. В Форт Кочин с острова, куда причаливают лайнеры, добрались на местном пароходе за 4 рупии с человека. Пешком от лайнера до причала местных пароходиков 10 минут. Ожидали минут 15 и плыли минут 15. Посмотрели все, что положено смотреть, и затем нас таки уговорил тукер покататься по музеям, фабрикам специй, прачечным, а затем доставить на лайнер. Два часа с лишним он нас возил, заплатили за все 300 рупий - это сделало его счастливым. “Тукер” был совершенно в благодати, может потому, что надул белых, может в связи с выполнением недельного плана по доходам.
На Форуме многие жалуются на волокиту, создаваемую индийскими пограничниками при высадке-посадке. Не было особых неудобств. Есть некий порядок и, если его соблюдаешь, то затраты времени и нервов – минимальные. Индийцы – народ вполне доброжелательный и невредный.
На Мальдивах, если пытаться обойтись минимальным бюджетом, особо ничего интересного, занимательного, необычного не найти. После 6 дней круиза мы, естественно, соскучились по морю и получили огромное удовольствие от посещения острова-пикника в 40 минутах хода от Мале. Морская вода внутри атоллов – одно из чудес света. Она нежная. Но цена поездки – 45 долларов с человека. Два дня провели на Хухлумале, вблизи от аэропорта Мале. С корабля в аэропорт доставили с лайнера катером бесплатно (отправление по расписанию, сообщать заранее, сданный накануне чемодан ждал нас в аэропорту), а от аэропорта до гостиницы фиксированная цена поездки– 10 долларов. Отзывы о данном острове не очень-то хорошие, тогда как отдыхать там несколько дней вполне бюджетно и комфортно. В магазине доллары считают по текущему курсы – был в это время около 16:1. Сдачу дают руфиями. Поскольку остров жилой, то есть недорогие заведения общепита. Пляж чистый, весь мусор заметён под кусты и ждет вывоза. Народу немного, а пляж длиной не меньше 2 километров. Есть глубокий бассейн, возведенный прямо на рифе. Сидишь на бортике и наблюдаешь за рыбками. Есть неудобство – без тапочек входить в воду надо аккуратно. Поездка поплавать в жилете с маской трубкой на мертвом рифе – 200 долларов за катер. Поехали вчетвером и сопровождающих было четверо. Двое плавали вместе с нами, присматривали.
Хороший круиз придумала Коста. При цене до 120 евро за каюту в день вполне можно рекомендовать.