Решил написать в двух последовательных постах подробную историю своих не сложившихся взаимоотношений с ООО «3 Сейлс Плюс» и Club La Costa. История произошла пару месяцев назад, но все это время меня не оставляло желание довести ее до сведения общественности, чтобы предупредить тех, кто думает, связываться с этими компаниями или нет. Так что, если посчитаете следующую ниже историю достойной внимания, перепечатайте ее на всех доступных вам туристских ресурсах, чтобы помочь большему количеству людей.
Итак, приступим. Я юрист, москвич, много летаю и езжу по стране, а кроме того мы с женой любим путешествовать, так что я часто бываю в аэропортах. Однажды в столичном аэропорту мне предложили заполнить анкету, обещая розыгрыш призов по заполненным анкетам. И не то, чтобы я купился на обещание приза, просто времени было много, делать было нечего, и я анкету заполнил, после чего успешно о ней забыл. Однако мне напомнили: оказалось, что это была анкета от Club La Costa (его российского представительства ООО «3 Сейлс Плюс»), и эти люди были настроены серьезно. Через некоторое время мне позвонили и пригласили на презентацию с раздачей подарков, особо предупредив, что денег с собой брать не надо (sic!). Почему sic, потому что я почитал Инет про ООО «3 Сейлс Плюс» и Club La Costa, и понял, что это таймшерный развод на деньги. Стало интересно, как все пойдет, и мы с женой отправились на презентацию. На презентации проявляли искреннее любопытство, задавали много вопросов и довели девушек из ООО «3 Сейлс Плюс» до фазы подписания договора. Договор долго читали и вычитывали, но ушли не подписав. У ООО «3 Сейлс Плюс» и Club La Costa вышел облом, а у меня появилась масса информации, позволившая написать этот пост.
Начну с описания методов охмурения, а потом расскажу собственно о сути обмана, так что, кому не терпится, может пропустить описание презентации без ущерба для понимания того, в чем состоит обман ООО «3 Сейлс Плюс».
Презентация была построена хрестоматийно, по правилам целенаправленного отбора денег. Молодцы! Что-что, а организация дела (т.е. собственно отбора денег) у ООО «3 Сейлс Плюс» построена прекрасно. Работали профессионалы, читавшие книги по психологии, по маркетингу и по искусству продаж, ну или хорошо освоившие методику «цыганского гипноза» (
http://psyfactor.org/lib/zelinski2-09.htm).
В зале столики на четверых. Семейную пару обрабатывает одна много говорящая миловидная доброжелательная девушка, которая время от времени для уточнения деталей или для ответов на острые вопросы гостей приглашает «тяжелую артиллерию» - женщин постарше и с бОльшими полномочиями. Эти «старшие товарищи» ведут себя намного агрессивнее и существенно менее дружелюбны. Имеем первый метод обработки – «good guy, bad guy».
Девушка-рассказчица ведет беседу строго по плану, иллюстрируя свои слова простыми схемами, которые она рисует на бумаге. Каждый этап разговора соответствует отдельной теме, заканчивая которую девушка задает какой-нибудь очевидный вопрос, связанный с этой темой, на который оба гостя отвечают «да», и девушка внизу листа пишет ДА. Имеем второй и третий метод обработки: понуждение собеседника многократно отвечать «да» на банальные вопросы и визуальная фиксация этого.
В начале разговора девушка принуждает одного из гостей сделать что-то пускай не очень существенное, но против его воли. Например, в нашем случае я держал в руке карандаш, и вскоре после начала разговора девушка спросила меня: «Ну что вы вертите в руках карандаш!?». На мое слабое: «Да просто так, ничего особенного…» получил: «Что ж вы так нервничаете, не нервничайте, никто вам ничего плохого не сделает», и не отстала от меня пока я не положил карандаш на стол. Налицо четвертый метод – пускай в мелком вопросе, но подчинить собеседника своей воле.
В ходе разговора несколько раз и девушка, и ее старшие товарищи повторяли одно и то же: «Мы тут вам рассказываем условия, но цен пока не называем. Цены назовем в самом конце, и вы будете вольны либо согласиться на них, либо отказаться и уйти». Пятый метод: целенаправленная борьба с настороженностью и, как следствие, ослабление осторожности у собеседника.
В разговоре девушка иногда задает гостям вопросы, отвечая на которые собеседники начинают рассказывать истории из жизни и хвастаться, а девушка выслушивает рассказы и хвастовство очень терпеливо и с искренним интересом. Имеем шестой метод, памятный мне из книг Дейла Карнеги: «Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе».
В ходе беседы вам настойчиво предлагают кофе («у нас такой вкусный кофе!»). Я не склонен соглашаться с теми, кто считает, что в кофе подмешивают какую-то дрянь (натыкался в Инете на такие мнения). Просто это еще один психологический метод, хорошо известный профессиональным переговорщикам: теплый напиток настраивает собеседника на доброжелательный лад. А кофе, кстати, у них самый обычный, я бы даже сказал – так себе кофе.
Ну а самое беспардонное – это на закуску. Когда они объявляют цену и приносят договор, участники встречи со стороны ООО «3 Сейлс Плюс» прилагают все усилия, чтобы не дать вам подумать и посоветоваться. Идет непрерывный поток рассказов, комментариев, вопросов к вам, и для этого к столу подтягиваются «старшие товарищи». Цель – не дать вам сосредоточиться, не дать обдумать детали, чтобы вы поступили неосознанно, т.е. сделали именно то, к чему вас готовили все предыдущее время (а в нашем случае разговор длился 4 часа) – подписали договор. Мы с женой договор не подписали, но внимательно прочитали, так что у меня есть возможность разобрать детали обмана, о чем ниже, в следующем посте.
А пока главный вывод: НЕ ПОДПИСЫВАЙТЕ СРАЗУ, даже если вам кажется все понятным, прозрачным и приемлемым для вас. Не зря вас в течение нескольких часов профессионально подвергали усиленной психологической обработке. Если вам все понравилось, скажите: «Хорошо, спасибо, сейчас не готов, приду подпишу завтра». Вам будут говорить: «Нет, только сегодня», но вы сами подумайте: если вы придете завтра и предложите им 130 т.р., ну неужели они вас прогонят? Чушь. Конечно же возьмут они ваши деньги и завтра, и послезавтра, и через месяц. Ну а вам взять паузу после презентации жизненно необходимо, это спасет вам миллионы нервных клеток и, возможно, немалые деньги.