Дорога по пробкам из центра города до пирамид на такси занимает не меньше часа. Хорошо, что в Каире работает Убер. Плохо, что Убер срабатывает с третьего раза. Два заказа из трех после десятиминутного ожидания сбрасываются водителями такси. Еще в Каире есть UberBoat. Но вызвать его хотя бы ради интереса у меня не получилось.
Первое понимание того, что день сегодня предстоит увлекательным пришло, когда при подъезде к пирамидам в пробке в такси на переднее сиденье с невозмутимым видом уселся арабский парень, показал непонятное заламинированное удостоверение и уверенно заявил, что он мой персональный гид на сегодня и без него к пирамидам попасть нельзя. Просто никак нельзя. Только с гидом. Но типа не беспокойтесь, он не просто гид, а государственный уполномоченный сопровождающий. Гид был послан и чуть ли не пинками вытолкан водителем из машины.
Теоретически на машине можно проехать на официальную парковку рядам с кассами. Но для этого нужно пройти несколько кордонов с проверками. Поэтому я оставил такси и пошел пешком.
После первого полицейского кордона, на котором на меня не обратили ни малейшего внимания, мне встретилась толпа египетских молодых людей, которые на разных языках, включая отличный русский, клятвенно меня заверяла, что дорога к пирамидам проходит не прямо по бетонной дороге, а налево через стоянку бедуинов, где за маленькую денежку можно взять себе повозку с извозчиком напрокат. Вот эта так выглядит стоянка подвозчиков.
Вот так выглядит толпа бесплатных помощников, показывающих правильную дорогу. Фотографировал уже в обратном направления, решив самостоятельно пойти к пирамидам пешком.
Вход на территорию музейного комплекса стоит около 100 фунтов (не помню точно). За вход в каждую из трех пирамид нужно платить отдельно еще по сотне фунтов или около. Если не купить билет заранее, заплатить охраннику перед входом в пирамиду наличными не удастся. Я выбрал входной билет и один билет в одну случайно выбранную пирамиду. Не знаю, как решается вопрос с билетами, если вы выберите поездку на повозке заранее.
К слову, большинство редких самостоятельных туристов берут сразу повозки, а не ходят пешком.
В итоге прошел досмотр с металлоискателем и уверенно пошел под пялящим солнцем к пирамидам.
Навстречу попадаюсь пустые повозки, которые очень удивлялись, увидев одиноко бредущего путника. Один из молодых арабских бедуинов верхом на коне и со второй лошадью под уздой осторожно предложил мне покататься. Что-то вроде: пешком идти далеко, лошадь у него смирная, прокатиться одно удовольствие. Я вежливо отказался. Начался торг. Мне кататься на лошади было совсем неинтересно, поэтому я продолжал молча идти. В итоге цена упала до каких-то совсем смешных фунтов, но мне все равно было неинтересно. С моей стороны не сработала никакая тактика. Я пытался молчать. Я пытался вежливо отказываться. Я пытался изображать увлеченное рассматривание пустыни. Я даже не торговался. Все бесполезно. Молодой бедуин не отставал от меня ни на шаг, с надеждой добиться от меня немного денег. Возможно, его можно понять. Туристов нет. Работы нет. Альтернатива приставанию ко мне – это сидеть под пальмой и ждать у моря погоды. Но его настойчивость во впаривании мне поездки на лошади реально бесила. Вся дорога от пропускного пункта до первой пирамиды прошла под монотонный бубнёж аборигена.
На лошади я кататься не собирался. Но пешая прогулка между пирамидами пешком под палящим солнцем со временем потеряла свою привлекательность. Информационные плакаты рядом со стоянками повозок сообщали, что рекомендуемая цена аренды – 150 фунтов за час. Погонщики начинали торговаться с 250 фунтов, но охотно снижали цену до рекомендуемых 150.
Прогулка на повозке оказалась намного, намного приятнее.
Сначала меня привезли на сувенирный рынок, где я купил магнитик и пофотографировал верблюдов. Погонщик с повозкой подождал в стороне.
Потом меня отвезли на смотровую площадку.
Потом погонщик предложил проехать по большому кругу, а не сразу ехать к Сфинксу. Я согласился. Возможно, большой круг по пустыне был лишним, но вроде было интересно.
Все хорошее заканчивается. Меня привезли к Сфинксу. И тут погонщик начал ныть, что нужен бакшиш. 150 фунтов – это якобы пойдут хозяину лошади, а он ничего не заработает, и не добавил бы я еще фунтов 300 сверху. Я внутренне был готов заплатить что-нибудь в районе 250 фунтов за все, но если бы мне о бакшише не говорили прямым текстом. Вроде как большой круг по пустыне вместо маленького. Вроде как в пересчете на доллары это немного. Но в самом деле не под откровенное вымогательство. В итоге я все равно заплатил 350 фунтов, потому что погонщик стал громко ругаться, звать полицию, кричать на публику, что я не хочу платить. Мне бы, конечно, нужно было бы дождаться полицию и рассказать про вымогательство. Странно, но военные, полиция и охрана – чуть ли единственные люди рядом с пирамидами, которым можно доверять, и которых боятся египтяне. Не раз в Каире полицейские со мной вежливо здоровались, спрашивали, не нужна ли мне помощь, и вообще всячески приветствовали. Ругаться с погонщиком мне не хотелось, и я просто ушел.
Сфинкс ничуть не изменился.
За полдня на пирамидах мне встретились только два автобуса с туристами. Два. Всего. За полдня. Два автобуса с китайцами. В года былинные рядом с пирамидами от туристов яблоку негде было упасть. И от таких изменений становится грустно.
Лишившись туристов, Каир очень изменился и не везде в лучшую сторону. Какой итог? Нужно ли было ехать на пирамиды? Однозначно нет. Пирамиды еще тысячи лет никуда не денутся, а вот жадные до денег египтяне рядом с пирамидами реально портят все впечатление.
Всем добра.