Выставка "L'invisibile Pompei" "Так ты, действительно, не хочешь плыть на катере на острова Борромео?"- уже в который раз, сегодня, задаю этот вопрос супругу во время нашей прогулке по променаду, в надежде что он все же изменит свое решение и мы вместе поплывем на корабликах, чтобы полюбоваться красотой островoв Изола Белла, Изола-деи-Пескатории и Изола Мадре.
"Извини, милая, но я действительно хочу остаться в Стрезе и, поверь мне, я столько уже всего насмотрелся в моей жизни... К тому же я вырос, жил и работал у воды (Северное море, Норвегия) и за свою долгую жизнь столько поплавал на "корабликах" (улыбаясь) , что теперь мне приятнее сидеть на берегу".
Это, действительно, так. Муж родился и жил на Севере Норвегии где промысел атлантической трески (скрей) является основным занятием местного населения и когда-то, давно, являлось работой мужа. Поэтому мы никогда не рассматриваем круизный способ для наших путешествий (к моему, большому, сожалению).
"Хорошо",- сделав кислую мину, говорю я. Тогда пойдем в туристический офис и посмотрим, что можно нам еще делать "сообча" кроме обеда в ресторане, так как кораблики и острова тебя не интересуют, несмотря на то, что ты, как пенсионер, имеешь скидки на билеты).
Взяв бумажку об островах на русском языке, тут же, в туристическом, информационном центре мы увидели на стенде анонс выставки "L'invisibile Pompei", которая проходила в Стрезе.
]На этой временной экспозиции выставлялись фоторепродукции более пятидесяти археологических находок из Помпеи.
Изюминка выставки заключалась в том, что сами экспонаты с которых были сделаны копии не доступны для широкой публики, потому что они хранятся в Домусe и в хранилище Национального археологического музея Неаполя.
Технику исполнения копий я, детально, не знаю. Знаю что, все они были выполнены с помощью цифровой печати снимков с очень высоким разрешением. Потом их ретушировали, создавая, таким образом, копии, которые очень похожи на оригинал.
Это идеально соответствовало желанию мужа, так как он имеет художественное образование и учился в двух, частных арт-школах, в Англии. Когда мы заселились в номер отеля в Стрезе, то первым делом на что обратил внимание супруг это были рисунки,
которые украшали стены коридора и номера.
"А кто автор этой росписи?"- разглядывая их, поинтересовался муж у Дарданы. "Я",- скромно улыбаясь, ответила она и тем самым, сразу, заслужила уважение y него.
Копии фресок и мозаик из Помпеи иллюстрировали жизнь ee простых горожан; их мифы и сцены с ритуальными действами.
Самыми всемирно известными мозаиками, представленными на выставкe, были:
"Cave canem!"- это изображение собаки служило, в древности, в качестве предупреждения для гостей (типа современной надписи "Осторожно, злая собака") и оберегом дома.
а также: "Битва при Иссе", "Македонский принц с философом", "Приап с кадуцеем"
Три грации (хариты) ок. 60 г. до н.э.[/size]
Хариты, в древнегреческой мифологии, - благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. В "Одиссее" Гомера хариты - прислужницы богини любви и красоты Афродиты.
Кстати, это изображение служит одним из аргументом в существующей гипотезе, что Помпеи исчезли с лица земли не в I веке н.э., а в результате мощнейшего извержения Везувия 16 декабря 1631 года.
«Использование римскими художниками и живописцами ренессанса одинаковых деталей, общие цветовые решения, сюжетные параллели, общие композиционные планы, присутствие на помпейских фресках вещей, появившихся только в 15 - 17 веках, наличие в помпейских росписях жанров живописи, сформировавшихся только в эпоху Возрождения, а также присутствие на фресках и мозаиках христианских мотивов, указывает на то, что и помпейские фрески, и работы художников эпохи ренессанса являются творением рук людей, живших в одно и то же время, т.е. помпейские фрески, как и великие творения художников эпохи ренессанса, были написаны в XV - начале XVII веках.» - Витас Нарвидас, «Помпейские фрески и Ренессанс: Очная ставка», Электронный альманах Арт&Факт №1(5), 2007Мы были единственными посетителями на выставке и в пустом зале гулко раздавались наши шаги. Через какое-то время я перестаю слышать шаги мужа и за соседними стендами наступила какая-то странная тишина.
Когда я нашла его, стоящим в задумчивости и внимательно разглядывающего одну из фресок, я с трудом подавила свой смех.
Некоторые фрески, на выставке, имели вполне откровенные сюжеты эротического характера, (поэтому в анонсе указывалось, что выставку не рекомендуется посещать лицам моложе 16 лет).
Когда, впервые, в XVIII веке были раскопаны остатки Помпей, то археологами-первооткрывателями было обнаружено большое количество различных предметов с откровенными, шокирующими рисунками эротического характера и с сценами изображающие ЗООФИЛИЮ.
Такое вопиющее распутство, царившее в Помпеях и изображенное на фресках, мозаиках, скульптурах надолго упряталo найденное в секретные хранилища, от глаз широкой общественности. И даже до настоящего времени многие из экспонатов находятся в закрытом хранилище Национального археологического музея Неаполя.
Супруг, как истинный ценитель всего прекрасного, попытался завести разговор на тему "Помпея, фрески и эротика" с служительницей выставки, которая скучая сидела одна, в пустом помещении, но она, явно, не понимала английского языка. А я была занята фотографированием экспонатов, поэтому поболтать на тему увиденного у мужа ни с кем не вышло.
Насытившись духовной пищей мы расстались на пристани, где супруг остался созерцать озеро, а я отправилась покупать билеты на катер и экскурсию "Лаго-Маджоре Экспресс".
Еще находясь дома я купила в интернете, без проблем, почти все необходимые мне билеты на: автобус- экспресс Аэропорт Милан (Бергамо)-Милан, поезд Стреза-Бриг, поезд Милан-Генуя (у сapitai train -официального партнера итальянских ж/д ).
А вот билет на главное мероприятие нашей поездки "Лаго-Маджоре Экспресс" мне, ну никак, не удавалось купить в он-лайн. Билет продавался на сайте Trenitalia. Сайт, при всех моих попытках ввести свои данные для регистрации и оплатить билет банковской картой, постоянно указывал мне на, какую-то, ошибку. Я пыталась обхитрить его и прикинуться местной жительницей указав, что я живу в Милане и поставив в графах регистрации адрес и телефон миланской гостиницы (апартаментов). В ответ на это сайт попросил мой кодиго фискале. Изучив ветку обсуждения, на форуме Винского про глюки сайта Trenitalia, я нашла как получить этот странный номер и скалькулировала его на сайте
http://codicefiscale.us/. Но, этот идиотский ( простите за выражение), Trenitalia продолжал упорно отказывать мнe продать нужный билет.
"Я просто так не сдамся!"- сказала я супругу и твердо решила купить билет. Во что-бы то ни стало. Решено было подключить к "взятию" Trenitalia итальянского друга нашего друга, который жил в Испании, в наших краях. Но он, как назло, был в отьезде. Так что, реванша от Trenitalia я не получила и мне ничего не оставалось как только купить билет на месте, в Стрезе.
С билетами для поездок на острова Барромео не было никаких проблем. В кассе порта висели бумажки с комбинированными поездками, за разную цену. Для первого знакомства я выбрала острова
ISOLA BELLA и ISOLA MADRE. Isola Madre - дворец и ботанический садКатер, после отправки с пристани Стреза, подплывает, поочередно, ко всем трем островам Борромео. Фотографировать на катере можно с любого места. Необязательно сидеть на стуле весь рейс, занятый тобою при посадке. Главное - не быть помехой для других пассажиров и удерживать баланс на палубе. Но не волнуйтесь - ход катера плавен. Без рывков и крутых изгибов.
Первая остановка - ISOLA SUPERIORE. Затем - ISOLA BELLA. И последним, на маршруте катера, был ISOLA MADRE. На нем я и высадилась с несколькими туристами. Сразу же, недалеко от пирса, в нескольких метрах находился киоск, в котором продаются билеты для посещения парка и дворца. Если купить билет для посещения двух дворцо-парковых ансамблей Изола Mадре и Изола Белла, то билет стоит дешевле.
http://teatriemusei.ovest.com/it/isola_ ... ardini.php Ботанический сад Изола Мадре- самый большой из островов Борромео, 220 метров в длину и 330 в ширину. На острове уместились дворец и ботанический сад, который стал домом для редких видов растений произрастающих в самых разных широтах.
Мягкий климат позволил создать на острове удивительную флору. Трудно найти другие, подобные, места, где на небольшом пространстве соседствуют вместе разные растения, такие как: клены, банановые деревья, камелии, эвкалипты, пальмы.
Туристов было немного, но, как назло, они всегда были в тех местах, где я пыталась фоткать. Вот, наконец-то, ручеек туристов, сошедших с катера на остров Изола Мадре, потянулся вглубь сада, кo дворцу и я, в одиночестве, стала знакомиться с теми экземплярами флоры, которые встречались мне, на моем пути.
Тонкосемя́нник или лептоспермум (лат. Leptospermum) род деревянистых растений семейства миртовые (из Австралии)
Издавна, Мирт был известен многим, древним народам: евреям, египтянам и римлянам.
Согласно иудейской легенде явившийся в миртовом кусте Захарий возвестил восстановление Израильского царства. Отсюда другая символика мирта – эмблема мира. У древних греков мирт считался цветком Афродиты и символизировал красоту и молодость. А в Древнем Египте мирт связывали с загробной жизнью или жизнью после смерти, так как согласно одной из легенд он вырос из тела молодой убитой женщины. То есть она возродилась в миртовом дереве. Кстати, в древности могилы украшали миртовыми ветвями, откуда и повелась традиция возложения траурных венков и гирлянд. Источник http://www.jlady.ru/priroda/mirtovoe-de ... hivat.htmlДревние очень ценили мирт и не только за декоративные свойства, но и за лекарственные качества кустарника (все растения из этого семейства богаты эфирными маслами). Мирт был символом высокой духовности и чистоты, благополучного и удачного брака. Недаром и сегодня, во многих странах, без миртовых веточек не обходится ни один букет невесты.
Волчеягодник гималайский (D. bholua) В роду дафне около 50 видов, происходящих из Европы, Северной Америки и Азии. В России, к сожалению, волчеягодник относится к исчезающим растениям. Все виды дафне занесены в Красную книгу России. Волчеягодникi представляют большой интерес для садоводов и ландшафтных дизайнеров благодаря красоте цветков и плодов, изысканному аромату и необычайно раннему времени цветения. Волчеягодник гималайский ( D. bholua) – один из самых ценных в культуре видов дафне из-за его очень раннего цветения. Происходит из восточной Азии и Гималаев.
Падуб рогатый Падубы издавна ценились человеком.
С практической точки зрения, падубы представляют интерес в качестве ветрозащитных насаждений; растений для морских побережий (из-за их высокой устойчивости к соли) и как весьма надёжные, живые изгороди.
В верованиях друидов падуб символизировал солнце, поэтому древние кельты украшали свои жилища молодыми побегами растения в хмурые зимние месяцы.
До сих пор Па́дуб, или остроли́ст является традиционным рождественским растением и широко используется во время зимних праздников в качестве украшения для помещения и праздничного стола, как материал для изготовления рождественских венков и даже порой вместо «главного» рождественского дерева - ёлки. (ВикипедиЯ)
Сосна Монтесумы (Сосна мексиканская,Pinus montezumae) Сосна Монтесумы, или сосна мексиканская, характеризуется очень длинной (20–40 см) хвоей, свисающей прядями на концах ветвей. Естественный ареал произрастания — преимущественно в южной половине Мексики, а также Гватемале и Сальвадоре. Мексиканские индейцы использовали длинную хвою, после сушки и окраски разнообразными растительными красителями, в качестве украшения для военных головных уборов, вместе с перьями священных птиц. Возможно, поэтому сосну назвали в честь последнего вождя ацтеков — Монтесумы.
В настоящее время хвою широко используют для набивки мягкой мебели, так как она не перетирается и долгое время сохраняет упругость.
Большой гордостью семьи Борромео является огромный Кипарис кашмирский/ Cupressus cashmeriana который был посажен перед дворцом Борромео и который, со временем, стал символом острова.
На его родине, в предгорьях Гималаи, это величественное дерево находится на грани исчезновения. Огромный кипарис в ботаническом саду Izola Madre вырос на высоту около 25 метров, а в обхвате ствола составляет 8 метров. Дереву уже 200 лет.
28 июня 2006 года "старичок-кипарис" был был повален сильнейшим ураганом, случившийся в этих местах, но, благодаря упорству владельцев сада и садовников, оно было спасено. Главный садовник парка Джанфранко Иустины (я не уверена в правильном написании фамилии) совместно с "Варезе Фито-Консалт" провели операцию по спасению дерева. 6 июля 2006 года команда из 25 человек, с помощью трех подьемных кранов доставленных на вертолете, подняли и поставили на место поваленный кипарис (этакую огромную махину). Дерево закрепили 18 тросами, а корни, предварительно, обработали специальными биостимуляторами. Два года спустя, ожившее и укоренившееся дерево дало новые побеги и сталo предметом гордости и примером для лесоводов и садоводов по всему миру.
Сад, состоящий из редких растений и экзотических цветов (которые придают ему видимость очаровательного островка в тропиках); павлинов, попугаев и фазанов свободно разгуливающих по парку- уникальное место, созданное руками главного садовника- ботаникa Джанфранко Иустины и его помощникoв.
Страсть ботаника-эксперта Джанфранко Иустины по культивированию экзотических растений в саду Изола Мадре не имеет границ и всегда находит поддержку в семействе Борромео. Этому горячему энтузиасту удалось акклиматизировать Протеи в Ботаническом саду и после тридцати лет кропотливого труда они начали в нем цвести.
Немного информации о самом растении. Протеи являются одними из самых любопытных и экзотических растений и наиболее почитаемых
у народов Южной Африки. Один из её видов — протея королевская — считается символом ЮАР. Карл Линней назвал его так в честь греческого морского божества Протея. Протей, сын Посейдона, обладал способностью принимать образы различных животных и птиц, мог появляться в виде огня и воды. Перед честными людьми он представлялся в образе воды, а злых преследовал в облике грозных зверей. Вот эти его качества представляться в разных видах и послужили тому, что пустынное растение было названо именем морского божества.
Эти благородные растения по достоинству оценили европейцы и уже с 19 века начали выращивать в зимних садах при дворах королей и знати. Известно, что у лондонского купца Георга Хиббера насчитывалось в коллекции около 150 видов протей. Позднее его именем был назван один из родов новозеландских протей.
Протеи — теплолюбивые растения, поэтому выжить в открытом грунте ботанического сада, на озере Маджоре, климат которого слишком суров и влажен для них- задача, почти, не выполнимая.
По рассказам и воспоминаниям главного садовника г-н Giustina первые попытки вырастить Протеи на Изоле Мадре были предприняты им в начале восьмидесятых годов, когда он получил семяна Протеи от южно-африканских садоводов. Проросшие семена, которые дали молодые и нежные всходы, несмотря на самый тщательный уход-погибли.
После этого неудачного начала, в 1985 году знаменитый англичанин сэр Гарольд Хиллер привез на остров новые, молодые саженцы Протеи. Но и они погибли, из-за неспособности акклиматизироваться на острове.
И снова новая попытка и на теплом, открытом грунте террасы, с южной стороны сада, в июне 1992 годa зацвели первые цветы И вот когда казалось, что результат уже был достигнут, мощный ураган, обрушившийся на остров и причинивший большой ущерб, в 2006 году уничтожил эти хрупкие растения.
Для того чтобы защитить клумбы новых саженцев Протеи от холодного, северного ветра, который обычно дует на острове с 7 до 9 часов утра было решено вырастить заградительную лесополосу из дубков. И вот в восьми прямоугольных клумбах в 2009 году были, наконец, посажены в открытый грунт новые растения.
В 2013 году после многолетнего и упорного труда большого труженика и энтузиаста Джанфранко Иустины были открыты для посетителей "Террасы Proteas"- часть парка посвященная флоре Южной Африки, Австралии и других стран средиземноморского климата. Здесь посетители могут увидеть различные виды этих красивых и капризных растений, которые сами родом из другого полушария, но все же выросли в этих суровых для них широтах.
В марте 2014 Gianfranco Giustina получил "международную премию Award of Garden Merit (AGM) за вклад в развитие садоводства и ботаники», учредителями которой является Королевское, садоводческое общество.
Романтический, английский сад на Изоле Мадре, до сих пор считается одним из лучших примеров этого искусства в Италии.
Ботанический сад на Изоле Мадре занимает площадь в 8 гектаров. Он разбит на отдельные секции и каждый уголок сада имеет свое собственное название.
Размеры парка большие и я была не в состоянии осмотреть его весь и, в конце-концов, в своих бродилках по нему я вышла ко дворцу Барромео.
На моем пути ко дворцу мне встретилась парочка павлинов: павлина мама (пава) и павлина-дочка.
Достав из сумки несколько печенюшек я протянула их на своей ладони этой парочке. "А тебе можно доверять?"- изогнув свою павлинью шею, всем своим видом спрашивала меня мама-павлиниха.
"Можно, можно",- ответила я и снова покрутила возле ее клюва печеньем из супермаркета Карфур. Сначала она нерешительно тюкнула в мою ладонь своим большим клювом. Потом еще раз и уже распробовав печенье, которое ей явно понравилось она стала смелее и активнее поедать мой сухой паек , который я приготовила себе в отеле, для легкого перекуса, в поездке на острова. Одной рукой я их кормила ( маму с дочкой) а второй-пыталась их сфоткать.
Один за другим подтянулись на пиршество и другие пернатые халявщики.
Теперь центром внимания и предметом для фотосьемки стала я сама, кормящая птиц с ладони. Но, печенье закончилось и птички быстро разбрелись кто-куда.
Палаццо Борромео Isola Madre принадлежит семейству Борромео с пятнадцатого века и как положено знатной, богатой, аристократической семье имеет красивый дворец- палаццо. Он принадлежит семейству Борромео в течение многих столетий, но был открыт для публики, сравнительно недавно.. в 1978 году.
Внутри, дворец представляет собой образец элегантности и утонченности.
Наиболее интересными залами для осмотра являются те, где собраны коллекций семьи Борромеo с многочисленными произведениями искусства, такими как: старинная мебель и картины;
красивые люстры из муранского стекла; коллекция кукол девятнадцатого века из Франции и Германии
и уникальная коллекция марионеток из кукольных театров "Teatrini delle Marionette" семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Честно признаться, на картинах мой взгляд не останавливался... скучная тема для меня. У меня сложилось впечатление, что более или менее ценные картины были подвешены чуть выше остальных и их было невозможно разглядеть на высоких, дворцовых стенах.
А вот коллекция кукол меня заинтересовала и я стала с любопытством их рассматривать.
Помню в детстве, мы, дети, собирались зимними вечерами на лестничной площадке, в подьезде нашего дома, где в пролете между этажами сооружали импровизированный кукольный театр. Для этого приносились из дома все наши имеющиеся, немногочисленные игрушки. Перегораживался угол лестничного пролета простыней и ставились табуретки для зрителей. Чаще всего я была актером-кукольником, а не зрителем, так как уже в пять лет умела читать и к десяти-одиннадцати годам прочитала весь раздел сказок районной библиотеки.
Имея богатую фантазию и словарный запас, сидя на корточках за простыней я разыгрывала перед детьми простые спектакли с сюжетами из сказок или просто с выдуманными мною историями. Дети были благодарными зрителями и могли часами с восторгом смотреть эти простенькие представления. А уж как были рады наши родители....
Кстати, в средневековые времена бродячие кукольники, будучи безграмотными, не записывали своих текстов для представлений. Они всегда импровизировали и использовали традиционные сценарии, которые передавались из поколения в поколение в устной форме. Иногда сочинялись новые сценки. Кукольники, по ходу представления, чутко улавливали реакцию публики и откликались на ее настроение своими импровизационными диалогами на "злобу дня". Но персонажи были, как правило, традиционные. [/size]
[i]"Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием: "Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника". [/i]
Помните, многими любимую, повесть-сказку Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, которая была написана по мотивам сказки Карло Коллоди “Приключения Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”? Действие сказки происходит в Италии и это не случайно, так как самой “кукольной” страной Европы считается Италия.
Итак, мы, уже, в Италии. К концу XVI века кукольные представления в Италии давали на ширме-будочке называемой итальянцами "кастелло" (замок), "кастелетто" (маленький замок), "касотто" (домик) или "барака" (шалаш, палатка). На них выступали перчаточные куклы которых итальянцы называли “бураттини” а актеров-кукольников “бураттинаи”. Главным героем театра бураттин был весёлый, неунывающий Пульчинелла.
Историки полагают, что этa итальянская кукла, любимaя простым народом, былa героем балаганных представлений на рубеже XV и XVI веков. Пульчинелла был так популярен, что разошелся по всему миру и во Франции его звали Полишинель, в Англии - Панч, в России- Петрушкa…
Бродячих, ярмарочных артистов с их кукольными представлениями на ширме-будочке, в XVII веке сменили кукольные театры с куклами на нитях- марионетками. Итальянцы называют их – "марионетте".
Небольшая справка
Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.Нередко, сцены таких мини-театров повторяли сцены знаменитейших театров того времени и на них разыгрывались даже оперные, кукольные спектакли. Итальянцы очень любили посещать такие представления.
К XIX веку кукольные представления стали очень популярны у аристократов и знаменитостей. Возникла мода создавать свои кукольные театры.
Аристократическое семейство Борромео устраивали кукольные спектакли в домашних, кукольных театрах, которые занимали целые комнаты.
Сегодня, во время посещения дворца Борромео на Изоле Мадре можно увидеть три кукольные сцены, оформленные в разных стилях и большую коллекцию марионеток семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков ( Театрини марионеток ).
Куклы сделаны из различных материалов. Лица кукол-марионеток, которые я рассматривала через стекло были очень красноречивы и выражали различные эмоции. Театральным куклам-персонажам всегда придавали наиболее характерные и яркие черты человека.
Я люблю пересматривать, время от времени, кукольный спектакль «Необыкновенный концерт» Сергея Владимировича Образцова. Этот веселый спектакль стал самым известным в мире русским кукольным представлением XX века. Он был сыгран более 10 тысяч раз и вошёл в Книгу рекордов Гиннеса.
Одна из кукол из коллекции семьи Борромео, чем-то, мне напомнила конферансье Эдуарда Апломбова. "Я здесь, друзья мои, чтобы поднять ваш и без того высокий культурный уровень".
[size=150]Помните?
Или вот еще один перл- "У рояля - то же, что было раньше".
Осмотрев всю коллекцию кукол я закончила знакомство с дворцом и, в целом, с островом Izola Madre. Пора на другой остров- Изола Белла - "поднимать наш и без того высокий культурный уровень.."
Ну, а вы, мои дорогие читатели- "Дерзайте, маэстрочки, чтоб талантливо было, а я пойду немножко покурю". Продолжение следует...