Восторженные рассказы и красивые фотографии наконец-то убедили нас посетить
Сады Маркессак/Les Jardins de Marqueyssac.
Расположены они на высоком скалистом плато, возвышающимся над долиной реки Дордонь. К садам ведёт живописная дорога, с которой периодически открываются виды на близлежащие замки Бейнак и Кастельно.
Сады были разбиты вокруг замка, построенного в 17 веке Бертраном Верне де Маркессаком -советником французского короля Людовика XIV.
В конце XVIII века замок перешёл во владения Франсуа Лавернь де Серваля, он распорядился построить на вершине холма усадьбу в классическом стиле, сохранив при этом старинную башню с лестницей. А знаменитые сады были заложены его потомком - Жюльеном де Сервалем в 1861 году.
Отставной военный, увлечённый садовым искусством, Жюльен де Серваль посвятил парку 30 лет жизни. После его смерти в 1893 году сад в течение долгого времени находился в запустении. Однако, семье удалось сохранить парк таким, каким его задумал и осуществил основатель благодаря живучести и долговечности самшита. Энтузиастом возрождения садов стал потомок Жюльена де Серваля – Клебер Российон. В 1996 году он начал реставрацию парка и сумел его восстановить менее чем за два года. Воссоздание велось с использованием фотографий прошлых лет, и говорят, что форма кустов самшита практически не изменилась с тех пор, когда их обрезал сам Жюльен де Серваль. Уникальные формы растений и сегодня поддерживаются ручной стрижкой силами всего нескольких садовников.
Старый фасад замка.
Сады знамениты своим причудливым топиаром "Самшитовый хаос". Именно эта часть ландшафта более всего привлекает внимание туристов.
Искусство формирования различных орнаментальных фигур из деревьев и кустарников путём художественной стрижки называется топиаром. Об истории его возникновения я уже рассказывала в своём итальянском отчёте, поэтому только напомню, что эта традиция берёт свое начало в Древнем Риме. Патрицианские виллы славились своими регулярными садами. Богатые римляне имели специальных рабов, которые следили и поддерживали в надлежащем состоянии декоративные участки (topia). В "Естественной истории" Плиния Старшего красочно описываются топиарии в римских двориках и садах, причем заслуга создания первого аккуратно подстриженного деревца приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Однако саму идею стрижки деревьев, как полагают современные историки, римляне позаимствовали у Египта и стран Ближнего Востока ( стоит вспомнить знаменитые "висячие сады" Семирамиды). С расширением Римской империи традиции фигурной стрижки деревьев распространились по всей Европе. В садах Маркессак это древнейшее декоративное искусство достигает своих вершин.
Фигуры, выстриженные самым фантастическим образом, образуют боскеты со сложными элементами ландшафтного дизайна.
Непроходимые заросли вечнозеленого самшита образуют лабиринты лихо закрученных тропинок.
Сам замок больше похож на помещичью усадьбу и внешне особо интереса не представляет.
Извилистые дорожки парка обсажены вековыми самшитами, стриженными вручную. Здесь мастера топиара сумели реализовать свои самые оригинальные идеи. Волнистая округлость форм, гармонируя с холмами долины реки Дордонь, придаёт садам Маркессака лёгкость и романтичность, образуя единое целое с окружающей местностью.
Меня очень занимала техническая часть: как при такой плотной посадке самшита мастера стрижки умудряются протиснуться среди кустов, не говоря уже о том, каким способом осуществляется замысловатая фигурная стрижка.
Помимо сада в парке устроено свыше 6 километров тенистых прогулочных аллей, обсаженных большим количеством деревьев и кустарников. В основном это липы, кипарисы и каменные итальянские сосны (пинии). Но главное - бесконечные кусты самшита. Их здесь не меньше 150 000.
После закрученных самшитовых узоров начинается длинная аллея из подстриженного розмарина и сантолины. Два цвета этих растений очень хорошо дополняют тёмно-зелёные кроны деревьев.
В садах можно заметить и неаполитанские цикламены. Они как раз цвели.
Сочетание большого количества зеленых округлых и квадратных форм придают этим садам некий динамизм.
Эффектно - слов нет !
Для создании романтического сада в Маркессаке использован весь арсенал приемов садово-паркового дизайна.
Для украшения парковых аллей используются разнообразные геометрические формы.
Прогулка оставляет приятные воспоминания о чудесном уголке Дордони.
С верхних аллей открывается живописный вид на долину.
Из-за террас, разбитых высоко на склоне горы, сады называют "висячими".
Ну, а теперь о грустном. Ещё на подъезде к садам мы догнали два автобуса. Один из них с голландскими пенсионерами, второй не заметила откуда. Пока они парковались и выгружались, нам пришлось буквально бежать к кассам, чтобы успеть опередить эту толпу, иначе придётся пережидать это нашествие.
Но и без последнего "десанта" в садах полно туристов и, чтобы заснять "Самшитовый хаос" приходится ловить момент, т.к. чья-нибудь голова или торс постоянно вплывают в кадр. Такое столпотворение народа возможно не очень заметно в разноцветных садах, но на фоне зелени очень бросается в глаза. Это неприятный аспект посещения, заставляющий торопиться и нивелирующий впечатления. Постоянное пережидание отнимает массу времени. До бельведера муж сразу отказался идти, я конечно могла бы сбегать, но прогулки в таком темпе по паркам и при большом скоплении народа мне не очень импонируют.
В итоге, на Ла- Рок-Гажак и долину Дордони мы решили взглянуть с другого ракурса.
Это ещё не подтянулись вновь прибывшие...
Собака тоже с грустью смотрит на такое количество народа.