Непонятый странник писал(а) 26 июн 2021, 07:51:Я оглянулся по сторонам, и смело полез туда.
Непонятый странник, спасибо — замечательный отчет, душевный, отличные места! Я очень надеюсь на отчет и про Монтану тоже. Удалась ли поездка? Очень хочется увидеть вашу Монтану.
У А. М. Руткевича есть хорошая статья «Историзм и его критики» (
Вопросы философии. 2018). Надеюсь, никто не будет возражать, если я немного процитирую:
« <…> Здравый смысл нынешнего историка, не читавшего философов былых времен, определяется учебниками, которые писали их коллеги, философию тем не менее изучавшие. Так как в нашем отечестве господствовала догматическая версия марксизма, то и учебники, и словари до сих пор твердят об историзме как рассмотрении всего сущего в изменении и развитии. Для тех, кто вслед за Энгельсом считает, что «диалектика природы» получает продолжение в «социальной форме движения материи», такое определение вполне подходит. Равно как и убежденность в том, что классовая борьба ведет человечество от формации к формации. Однако для тех, кто такой веры лишен, подобный историзм по меньшей мере сомнителен.
<…> Произрастающий из романтического культа гения историзм <...> Знание о прошлом отвоевывается то позитивистской критикой источников, то поэтической эмпатией.
<…> историзм утверждал именно инаковость прошлого, которое уже никогда не вернется – все «индивидуальные тотальности» смертны, они принадлежат Гераклитову «потоку». Часто встречающийся трагический мотив в таком случае понятен: одержимые своими страстями индивиды и народы ведут борьбу за некие идеалы, которые через относительно короткое время покажутся вздором для их потомков. «Постмодернисты» заменили трагический мотив на комический, дабы свободно иронизировать по поводу прошлого. Из историзма они позаимствовали только релятивизм, возможность утверждать, что все культуры равноценны, все обладают своим набором ценностей, причем ни один из них не хуже другого. Но в таком случае ценности субкультуры интеллектуалов Нью-Йорка и Парижа ничуть не выше, чем ценности ордена
Opus Dei или Корпуса стражей исламской революции.
Правда историзма заключается в том, что все творения человеческого ума не просто принадлежат времени, но своему времени, своему
Zeitgeist и уходят вместе со сменой эпохи. Это относится и к самому историзму в том виде, как он сформировался в специфических условиях середины XIX в. Он оказал чрезвычайно глубокое воздействие на историческую науку и в определенном смысле входит в нее и поныне. Потому-то историки и полагают незыблемым «принцип историзма», отличающий мышление получивших историческое образование, обладающих «историческим чутьем» от тех, кто переносит сегодняшние стереотипы на давнее прошлое или полагает, что это прошлое заслуживает внимания лишь потому, что на лестнице прогресса оно было ступенькой к настоящему.”