Ещё одно отпускное утро, когда вся жизнь впереди!))) Вышли из ворот отеля около 7 часов и отправились на поиски завтрака направо, в сторону, противоположную реке sông Vân.
Тут же наткнулись на раздачу шашлычков и прочей еды «на вынос», потом ещё и ещё, жители активно разбирали яства. Но мы желали именно посидеть в кафешке, через метров 20 такое заведение обнаружилось, со столиками вдоль улицы (кстати, столики после завтрака убирают, и большинство кафешек закрываются до вечера). Уселись, как заправские ниньбинцы, за последний свободный игрушечный столик (хороший признак - если много местных, значит, вкусно и недорого), на нас поглядывали с радушным любопытством, ибо белолицых мы за весь день не встретили вовсе. Съели за 60 тыс.д. два супчика Фо.
Вернулись в отель, вытащили приготовленные заранее рюкзачки, оставив их на ресепшен, поскольку планировали вернуться гораздо позже чек-аута.
Простой байк с автоматической коробкой обошёлся нам в 120 тыс.д. плюс заправили в двух кварталах от отеля 4 литра за 60 тыс.д. В путь! По городу, конечно, страшновато ехать, старались следовать полосе, не лавировать меж авто и мотиков, перетекающих по совершенно непредсказуемым броуновским траекториям - куда заблагорассудится. Поворотников нет, в зеркала не смотрят, не оглядываются, любой манёвр = сигнал и, никуда не глядя, повернул через две полосы или развернулся: а чего, предупредил же))) А поворот налево - вообще страх и ужас, надо же со встречным транспортом как-то разминуться без ПДД! Избежать этого испытания не удалось, нарисовался-таки первый наш оживлённый перекрёсток (слава Богу, далеко не Ханойский по интенсивности). Ну, пристроились в хвост переднему мотику и, «закрыв глаза», поползли налево за ним. Собрав волю в кулак, приоткрыла один глаз и поразилась, как гармонично «изнутри» происходит движение на перекрёстке - встречные потоки льются друг в друге! Спокойно и мирно. Едут - как дышат, как единый организм... Но нам, непривычным, конечно, стрёмно. Хорошо, что быстро вырулили из города на сельский простор. Здесь главное - шлем и не разгоняться больше 30-40 км/ч, чтоб иметь хоть какой-то запас времени на неожиданный манёвр из подворотни, и чтоб не тормознул патруль ненароком за превышение. За отсутствие шлема точно тормознут, так и все местные, в основном, ездят в шлемах. Тем временем провинция Нинь Бинь (Ninh Bình) осталась позади, ибо она вытянута на запад - в сторону нац. парка Cúc Phương, а наш путь пролегал теперь по просторам провинции Нам Динь (Nam Định), что будет иногда отражаться в названиях посещаемых объектов.
Бетонная дорога плавно спустилась к реке, лениво облизывающий её мокрый край. Народ ждал паром, подъедая у передвижных лавочек всевозможные снеки. В кассе взяли за провоз нашего мотика 5 тыс.д. Через пару минут подошла рычащая посудина, быстренько загрузилась (сначала авто, потом мелочь двухколёсная въехала), никого не ждали, сразу и отправились.
В первый раз немного боязно было протискиваться между бортом и авто, но нас подбадривали всем миром. Я, конечно, слезла, чтоб не мешать маневрировать. Тётечки вокруг хихикали и оживлённо нам что-то рассказывали по-вьетнамски; ну, а мы чё, улыбались и кивали... На том берегу сначала на сушу выползли мотики, а потом уж пошли и машины, что логично. По пути встретилось ещё несколько переправ, если река пошире или паром покруче - брали 7 тыс.д.
Какая же красота вокруг! Мы ехали в таком дичайшем восторге от простора и свободы полёта, сочной зелени рисовых полей, взлетающих белоснежных цапель, флегматичных бурых коров, тишины, уютных деревенских улочек, чýдных узеньких домиков с балконами, небогатых, но добротных.
Хозяева домов, мастерящие что-то в своих двориках, каким-то чудом узнавали в нас неместных (мы же в шлемах!) и, улыбаясь, махали лапами. Всё вокруг излучало покой и размеренность неспешного течения жизни. Трудолюбивые крестьяне, не покладая рук, обихаживали свои угодья, и земля кругом вся возделана, поросших чепыжником бесхозных полей нет как класса. Солнце, задумавшись, рассеяно проглядывало сквозь облачную дымку, не показывая ярких картинок, но зато и не поджаривая. И свободная ровная дорога впереди... Фантастика! Пару раз, правда, проезжали дорожный ремонт, ныряя в плотную молочно-цементно-пыльную завесу, но это только оттеняло прелесть свежего воздуха после развеивания шлейфа. А для остального есть влажные салфетки)))
А вот и первая точка на нашей карте. Буддийский храм Chùa Bình A. Xã (коммуна) Nghĩa Thịnh - Huyện (район) Nghĩa Hưng - провинция Nam Định.
Тишина, птички щебечут, воздух свежайший. Встречает нас только игривая щенячья охрана. Долго и с удовольствием разглядываем драконов на лестницах, витые узорчатые крыши, хитро улыбающегося пузанчика Хотэя среди зелени бонсаев. Прообразом его послужил живший в Х веке китайский монах Ци Цы, предпочитавший монастырскому уединению многолюдные базары, и скитавшийся по деревням с мешком для подаяний, называемым «хотэй», от которого монах и получил своё прозвище. А в его внушительном животе, по представлениям китайцев, была сосредоточена жизненная энергия ци. По легенде, где ступала нога этого весёлого монаха, к людям приходило здоровье, благосостояние и удача. Хотэй всегда изображается босым, лысым, с широкой открытой улыбкой и выпуклым животиком, который желательно 300 раз потереть, думая исключительно о хорошем. И тогда желание непременно сбудется! Хотэя часто называют «Буддой», ошибочно принимая его изображения за изображения Будды Шакьямуни. Кстати, рядом с храмом как раз и возводится огромная статуя сидящего на цветке лотоса Будды. Внутри пагоды устроен небольшой садик и водоёмчик, по симметричным горбатым мостикам с золотыми драконами можно попасть на резной круглый балкончик «на одном столбе». Белоснежная статуя здесь похожа скорее на изображение Будды в женской его ипостаси, которое очень распространено во Вьетнаме. Уютное местечко, хочется бродить и бродить в тишине, покое и красоте...
В приподнятом расположении духа докатились до следующего буддийского храма, в 10 минутах езды от первого,
Bao Thap Dai Bi, тоже в коммуне Nghĩa Thinh - район Nghĩa Hưng - Nam Định.
Комплекс примечателен высоченной пагодой «Великого сострадания» о четырнадцати этажах, которая издалека служит ориентиром. Очень интересное сооружение.
Помимо пагоды, разглядели небольшие скромные залы, из которых доносились монотонные звуки мантр.
Грозные бронзовые охранники и белоснежные львы строго следили за нашими передвижениями.
Вокруг комплекса разбит просторный парк: зелёные газоны, ухоженные бонсаи в горшках, вокруг струятся аллеи, манят присесть лавочки... Как только мы приблизились к пагоде, один из сидящих в парке почтенных дядечек ринулся показывать нам её красоту, включил подсветку шикарно убранного алтаря, приятную буддийскую музыку и повёл наверх по лестнице.
Правда, мы не стали высоко подниматься, но обнаружили там на каждом этаже алтари с подношениями и статуями Будды, огораживающие центральный «воздушный» колодец (вспомнился обросший легендами колодец «в мир иной» внутри кхмерской пирамиды Koh Ker).
С удовольствием побродили в прохладной пагоде среди цветов и картин на стенах, оставили донейшен в прозрачном ящичке, прогулялись по берегу озера с выступающей полуостровом резной беседкой и обязательной статуей.
Дядечка тем временем удалился к собеседникам, и они оттуда заинтересовано за нами наблюдали, пока мы не скрылись за воротами.
Путешествуя по просторам Вьетнама, поймала себя на мысли, что мне очень понравились, как это не странно звучит, вьетнамские захоронения. Памятники предкам здесь какие-то жизнеутверждающие, яркие, но невычурные, с фигурными затейливыми крышами, а разбросаны они буквально повсеместно, даже в огородах, где среди зелени рисовых полей смотрятся очень красиво и органично. Ну а что, дýхи предков всегда рядом, готовы принять подношения и помочь...
А пока мы не доехали до следующего культурного объекта, поделюсь своим удивлением, скорее, некультурным, ибо оно - от отсутствия знаний...
P.S. А очень удивилась я, увидев данные тамошней переписи населения, где значатся буддистами всего 9,3% населения! Католики 6,7%, каодай 1,1%, а остальные 80,8% - атеисты и последователи местных культов. Оказывается, основная религия вьетнамцев вовсе не буддизм, а уходящий корнями в тысячелетия культ предков, ритуалы которого неукоснительно соблюдают подавляющее большинство жителей. В каждом доме есть свой алтарь с фотографиями или табличками с именами всех предков. Вьетнамцы верят, что духи семьи оберегают их, но если совершить плохой поступок и навлечь тем самым позор на семью и предков, духи могут разгневаться и отомстить. Обращенность в прошлое, к началу рода, которая постоянно присутствует в сознании вьетнамцев, даёт им самоуважение и опору, силу для созидания, мужество в сражениях за Родину и чувство ответственности за свои поступки. Иными словами, пьёшь воду - помни об источнике!
... алтарь предков (фото из интернета, yevgena.livejournal),
в правом верхнем углу - алтарь Будды
(в домах католиков алтарь под потолком посвящён Деве Марии, ей тоже зажигают палочки),
слева на полу - алтарь, посвящённый духу Богатства и духу Земли, помощников в делах ...
Считается, что пока о предках помнят, разговаривают с ними и приносят им дары, сжигая палочки благовоний и всевозможные подарки из бумаги (например, бумажные деньги), духи живут в другом мире в достатке. Как только род прерывается и о них забывают, они уходят в небытие и скитаются в голоде и холоде. Для таких бедняг в пагодах и общественных местах ставят дополнительные алтари. По этой же причине бездетные вьетнамцы преподносят деньги или часть земель в пользу пагоды, чтобы попросить служителей поминать их после смерти. Сегодня во многих пагодах есть такие алтари, где на каменные плиты нанесены имя, возраст, место рождения обоих супругов, сумма денег или площадь дарованной ими земли и их просьба о поминовении.
До распространения буддизма (здесь немного почитала статью преподавателя Ханойского университета Chan Thi Kim Oan) местное население уже имело собственные традиционные народные верования. В каждой деревне, общине существовало свое религиозное ответвление. Буддизм вступил на вьетнамскую землю в начале нашей эры, и местные жители приняли эту религию, растворив её в своей древней культуре. В результате буддизм обрёл уникальный вьетнамский оттенок, а местные божества нашли своё место и в буддийской пагоде (как, например, бог, поощряющий добро; бог, наказывающий зло; бог земли; богиня-матушка). К тому же, во Вьетнаме, как в стране аграрной, было распространено обожествление явлений природы: облаков, дождя, молнии. Благодаря влиянию буддийских монахов появились Будда Облаков, Будда Дождя, Будда Грома и Будда молнии (Phật Pháp Vân, Phật Pháp Vũ, Phật Pháp Lôi, Phật Pháp Điện). Переплетение буддизма с местной религиозной традицией сделало возможным поклонение в буддийских пагодах душам предков, местным божествам-покровителям, национальным героям (подобную мы как раз посещали накануне в Нинь Бине), целителям. Поэтому многие пагоды на севере Вьетнама представляют собой нечто среднее между настоящей буддийской пагодой и местом отправления традиционного культа (вьетнамцы называют такой стиль «tiền Phật hậu Thánh» — «до буддийский»). Люди приходили в пагоду по случаю буддийских праздников и молились при этом издревле существовавшим божествам. Кроме того, пагоды иногда несли на себе функцию лечебниц. Самым известным целителем был монах Тюэ Тинь, собравшей рецепты из местных лекарственных трав. Во многих пагодах хранились дощечки с его рецептами и отрывками из его книг. И сегодня во многих вьетнамских пагодах сооружают отдельные помещение в честь целителя Тюэ Тинь, где дают консультации и лечат жителей. Таким образом, и по сей день пагоды сохраняют особое значение для деревенской общины.
В целом, в культе предков прослеживается так называемая Тройная религия (TamGiao): конфуцианство, даосизм и буддизм, пришедшие из китайской и индийской философии. Эти три религии дополняли друг друга: конфуцианство в сфере социального устройства общества, даосизм занимался телом человека, буддизм - душой, будущей жизнью. За многие столетия изображение «основателей трёх религий» с Буддой Гаутамой (Thích Ca Mâu Ni) посередине, Лао Цзы (Lão Tử) слева и Конфуцием (Khổng Tử) справа укоренилось в душе каждого вьетнамца и присутствуют практически в каждой пагоде. Смешение буддизма и народных вьетнамских верований проявляется и в архитектуре пагод, для которых действует принцип «Спереди Будда, позади дух или святой» или «Спереди Будда, позади богиня-Матерь». Поэтому пагоды Северного Вьетнама обладают чрезвычайно умиротворяющей атмосферой: здесь есть и статуи Будды Гаутамы, и духов-покровителей, и народных героев. Помещение почитания Будды соседствует с помещениями, где поклоняются богине-Матери или могут находиться алтари предков и т. д.
Буддийские идеи милосердия, братства и христианские призывы делать добро без труда находили сочувствие в сердцах вьетнамцев и с лёгкостью ими признавались. Эти учения так сильно переплелись друг с другом и с коренными вьетнамскими убеждениями, что создали новую религию, которую и исповедует большинство вьетнамцев. Но поскольку этот культ не имеет оформленного вероучения, иерархии духовенства и социальной организации (общины, приходы), то, следовательно, и не обладает статусом религиозной конфессии. А местом отправления культа предков зачастую служат буддийские храмы, отсюда и возникло заблуждение, что большинство вьетнамцев - буддисты. В результате, во время переписи всех затруднившиеся указать свою конфессиональную принадлежность, записали атеистами...
И в заключение. Для вьетнамской натуры свойствен поиск гармонии во всём, поэтому архитектура пагоды должна гармонично вписываться в окружающий ландшафт. На этот счёт есть известная вьетнамская пословица: «Королевские земли, деревенская пагода, сказочный пейзаж»...
На этой романтической ноте вернёмся к нашим вьетнамским красотам. Просвещёнными)))
По пути нам попадались небольшие храмы, старые, именно атмосферные, где служители сразу бросали свои дела, открывали перед нами двери, радушно приглашая войти, зажигали свечи, палочки и оставляли в тишине наедине с мыслями...
А алтари там из чего только не мастерили: баночки, коробочки, художественно со вкусом украшенные цветами, самодельные кораблики. Запомнились сшитые из материала блестящие змейки с красными помпончиками в пасти. Такие места глубоко трогали и волновали своей душевностью, неподдельной искренностью.
Дорога провела нас через городок или крупную коммуну Nghĩa Trung, где попадались интересные домики, но, к сожалению, церковь, отмеченная на карте, обветшала и вообще была закрыта.
А навстречу нам гурьбой высыпали школьники в красных пионерских галстуках (да-да, пионерских!), восседая на скутерах и электровеликах, хохоча и переговариваясь между собой. Некоторые держали друг друга за руль, как за руку, и вели беседу. Их было так много, что стало ясно: с демографией в стране всё в порядке))) На часах 11:30, видимо, занятия кончились.
Долго ли, коротко ли петляли дорожки наши по земле вьетнамской, но очутились мы вдруг в волшебной стране удивительных дворцов. Куда не кинь взор - вдалеке обязательно возвышается собор католический с башнями, окутанный призрачным туманом. Самое поразительно, что красавцы эти возникали в тихой сельской глубинке, окружённые рисовыми полями. Как же умудрялись вьетнамские христиане выстраивать такие грандиозные сооружения в своих маленьких деревеньках-коммунах, собрав немалый бюджет и отличных мастеров, да ещё, судя по датам на фасадах, всего за несколько лет?! Нашему восхищению не было предела. Ай да молодцы! Снимаем шляпы...
Первый же из них сразил наповал. Вот, полюбуйтесь, ведь произведение же искусства, как игрушечный зáмок в драгоценной шкатулке!
Giáo xứ (приходская церковь) Quần Liêu. Nghĩa Sơn - Nghĩa Hưng - Nam Định.
Так необычно видеть христианскую церковь в обрамлении ворот типично восточного стиля.
Взгляд сразу приковывает тонкой работы золотая решётка, украшающая тёмно-бордовые двери и окна и удачно контрастирующая с ними в цветовой гамме. Лепные украшения, вензеля.
Вокруг ухоженный садик с бонсаями, мостик к каменной горé с Иисусом на вершине.
Гуляя по территории комплекса, изумились красоте и отделке белоснежного здания с башенками и балюстрадами, в окружении зелёных кустов, искусно подстриженных в форме вьетнамских букв!
Внутри самогó собора тоже очень красиво: статуи в обрамлении красного дерева и золота, мощные колонны, высокие своды и полумрак, настраивающий на раздумья...
Дальше соборы возникали, как из рога изобилия, каждый со своей неповторимой изюминкой, изысканными украшениями, совсем непохожий на предыдущий, но во всех царила удивительная гармония архитектуры с природой, заботливо посаженными деревьями, прудиками, и это было великолепно!
Giáo xứ (приходская церковь) Bơn Ngạ. Nghĩa Sơn - Nghĩa Hưng - Nam Định.
В моих путевых заготовках она была белой, и потом я долго не могла идентифицировать её. Оказалось всё просто: отремонтировали и перекрасили в стальной цвет с бордовыми башнями и дверями.
Вслед за нами в ворота впорхнула стайка детей. Увидев нас, они остановились, как вкопанные, зачарованно разглядывая. Да, нечастые гости здесь белолицые! Испытывая тайную радость и необъяснимое удовольствие от произведённого эффекта, непроизвольно широко улыбаясь, я медленно наводила фотоаппарат на собор, а потом чуть сместила в их сторону... Как они прыснули с визгами в разные стороны, но любопытство пересиливало, и головы высовывались из-за угла и деревьев.
Да ладно, помахали им рукой и пошли внутрь, куда нас приглашали местные тётушки, что-то рассказывая и жестикулируя между собой. Детишки, что посмелее, потянулись следом, на почтительном расстоянии. Но стоило нам оглянуться, как их словно ветром сдувало вместе с хихиканьем. Таких ярких, озорных и удивительных эмоций я давно не испытывала! Внутри оказалось очень светло, солнечные лучи лились через многочисленные окна боковых нефов, прекрасно освещая нежные тона зала. С удивлением обнаружили, что привычных нам икон в католических соборах практически нет, в основном стоят скульптуры святых.
Посидели на скамеечках, разглядывая богатое убранство церкви, прошли главный зал (наос), отделённый от боковых нефов стройными колоннами, насквозь и вышли в одну из многочисленных открытых дверей - со стороны алтаря. И уже собирались уходить, как нас окликнул подошедший настоятель на хорошем английском, что удивительно. Он, среди прочего, расспрашивал: христиане ли мы? протестанты? католики? Только мы не знали, как по-английски православная церковь называется (Russian Orthodox Church, ортодокс чёч. Понятием orthodox определяются все восточные церкви, не признавшие власти Папы Римского, т.е православные (русская, греческая, болгарская) и нехолкидонские (Армянская, Коптская, Эфиопская, Ассирийская), так что нужно уточнять, что русская). Вот такие мы балбесы, будем знать... А после расспросов он пригласил нас ещё раз внутрь, через потайную дверцу рядом с алтарём и гордо включил освещение своей великолепной обители, которая засияла ярчайше, явно отвечая ему взаимностью! Вспыхнувший свет озарил покрытый богатой тяжёлой тканью алтарь или престол, а позади него - великолепную заалтарную картину со статуями святых, похожую на православный иконостас, но, в отличие от него, не закрывающую алтарь от посторонних глаз, а расположенную за ним. Над престолом возвышался навес (сень, он же кивóрий), покрытый тончайшей золотистой резьбой по красному фону и вознёсший свой золотой крест к самому своду апсиды (полукруглая стена, выступающая за пределы стен храма и примыкающая к его алтарной части). Роскошный купол сени опирался на изящные колонны, образуя четыре арки, словно ротонда. Всё это великолепие так поразило воображение, что, описывая свои впечатления по приезду, захотелось немного почитать и разобраться в устройстве христианского храма.
Поблагодарив гостеприимного священнослужителя, проехали буквально пару кварталов по посёлку, форсировали речку-канал по мостику и оказались на парковке у следующего собора. Вслед за нами туда влетели мальчишки на великах. Либо у местной команды велосипедистов здесь место сбора, либо их заинтересовали наши бледные моськи. Скорее, второе, поскольку самые крутые из них иногда проскакивали мимо нас, выдавая весь свой запас английских слов, под сдавленный хохот остальных.
И тут мы подняли глаза...
Giáo xứ Liêu Ngạn. Nghĩa Hưng - Nghĩa Sơn - Nam Định.
Собор оказался ещё более величественным, чем сосед, и потрясающе красивым. Я думала, такое уже невозможно, но факт! Подумать только: два таких грандиозных сооружения - и всего в паре шагов друг от друга! Уму непостижимо, как же они осуществили такое масштабное строительство?! Кто-нибудь ещё помнит, что мы - во вьетнамской сельской глубинке среди колхозных полей?... Запрокинув головы и не переставая восхищаться мастерством зодчих, разглядывали мы семь куполов с вензелями, живо напоминающие «шапку Мономаха». Высокие башни окружали башенки поменьше с навершиями в виде бутонов лотоса.
Двойная черепичная крыша оторочена тонким кружевом балюстрад, а высокие окна второго этажа, со стрельчатыми арками, инкрустированы разноцветными витражами. Собор весь покрыт вязью узоров, как кружевной оренбургский платок. Многочисленные окошечки и оконца убраны витиеватыми решётками. Всё это чудо, оттенённое зелёными шапками деревьев, отражалось в спокойной воде прудов, раскинувшихся вдоль длинных стен собора. Мы пребывали в таком восхищении, которое трудно передать словами! Пока мы слонялись вокруг собора, за нашими передвижениями зорко следили с деревьев чингачгуки)))
Выехав за ворота, вскорости упёрлись в берег реки. Сверившись с картой, убедились, что заехали на узкий, вытянутый с севера на юг перешеек суши, зажатый между двух рек. Моста никакого не увидели, поэтому пришлось повернуть и пилить вдоль берега на север, то есть откуда приехали. Немного видов коммуны Liễu Đề...
Там нас ждал и великолепный золотистый собор:
Nhà thờ họ An Thọ. Nghĩa Hưng - Tt Liễu Đề - Nam Định.
Перед самым мостом миновали ещё один, с любопытными колокольнями в завитках, но пребывающий в процессе реставрации.