Здравствуйте.
Опишу свой опыт поездки в Кению, 20.02.23 по 12.03.23.
Первое, отдельное спасибо данному форуму, а особенно:
Как сейчас попасть в Кению (большое подробное описание примера недавней поездки в Кению)
Виза в Кению самостоятельно (инструкция по заполнению анкеты на визу)
очень помогли, теперь по пунктами.
1. UNIONPAY. Так как зарубежных карт у меня нет, 12.12.22 оформил, на случай исчерпания наличных, либо необходимости срочного перевода средств из России, неименную карту UnionPay от Газпромбанка (
https://www.gazprombank.ru/special/unio ... debit_card). Оформили в офисе банка, активировали, подключили СБП (сказали через нее лучше всего переводить деньги на карту, когда буду за границей), я пополнил счет сразу на 12000 (списание при активации карты должно быть 5000). Хотел испытать карту при оплате визового сбора, но, конечно, не вышло. До конца дня 5000 всё никак не списывалось, попробовал СБП – не получается ни перевести на карту, ни перевести с карты, пишет «карта с которой вы переводите больше не действует». На следующий день утром деньги списались, СБП в обе стороны заработала.
Когда пересаживался в Дубае пытался ей оплатить воду в автомате – не получилось, а менять 100 долларов ради бутылки воды очень не хотелось.
21 февраля пошел в ближайший банк – KCB и успешно снял с карты 1000 шиллингов.
2. ВИЗА. Анкету на визу заполнил 12.12.22 на сайте МИДа Кении (
https://accounts.ecitizen.go.ke/login) по инструкции с форума выше, единственное, не стал заранее покупать авиабилеты, т.к. при заполнении анкеты не требуется скан авиабилета, а только скан бронирования отелей. И ещё - в поле «Next of kin name» лучше вписать имя и телефон человека, с которым прежде всего нужно связаться на родине в экстренном случае, это имя и телефон будут пропечатаны в самой визе. Картой визовый сбор можно оплатить только с Visa и Mastercard, понятно, зарубежной. Новой картой оплатить также не получилось, стал кумекать, и нашел ответ на Авито. Не буду рекламировать конкретного человека, просто поищите там по запросу «Оплата картой за рубежом», но это, как говориться, на ваш страх и риск. Меня привлекло то, что там уже был отзыв от человека, оформлявшего визу в Кению через этот канал на Авито . Перевел оплату в рублях сумму визового сбора 55.2 $ (по курсу 70 р. за доллар, включая комиссии), плюс «символическую» сумму за услугу. Оплата визового сбора проходила, где-то, минут 20. На следующий день 13.12.22 в 10:30 виза уже была одобрена (пришла и на почту тоже). Причем прописанный срок действия визы был с 13.12.22 по 13.03.23. Визу спросили в Домодедово при регистрации и по прилету поставили в загранпаспорте штамп о въезде с номером визы. Также в самолете дают заполнить две формы: Entry Declaration Form и Passenger Declaration Form для предъявления на таможне.
3. БРОНИРОВАНИЕ ОТЕЛЕЙ. Единственный вариант бронирования отелей в Кении на наших сайтах увидел на сайте Островок, 12.12.22 забронировал два отеля – один в Найроби 2 раза (Best Western Meridian 20.02-27.02 и 05.03-12.03), а другой в Момбасе 1 раз (Nyali Sun Africa 27.02-05.03) с полной предоплатой. Успешное прохождение бронирования было видно сразу. На всякий случай, сразу составил письма в отели, чтобы подтвердили бронирования по электронной почте. 18 декабря отослал запросы на те адреса почт отелей, что нашел в интернете – ответа не было. Написал в отель в Момбасе, через форму обратной связи у них на сайте – получил неожиданный ответ, что они видели мое бронирование, но тут же увидели и его отмену, хотя бронирование помечено как оплаченное и деньги с карты ушли. Написал в Островок на почту, ответили через 1,5 часа, что «взято в работу». 21.12 написал в чат поддержки Островка, минут двадцать обрабатывали информацию, потом написали, что «Мы ждем ответ от поставщика услуги. Как только мы его получим, ответ сообщим Вам на эл.почту». 22.12 утром, наконец, написали, что бронирование прошло и прислали его отельный «внутренний номер». Ещё раз написал в отель – на этот раз всё было успешно.
С двумя бронированиями в Найроби нашел конкретный адрес почты отеля на самом Островке в странице бронирования (не заметил сразу – мой косяк), ответ с подтверждениями бронирований прислали сразу, только была пометка, что «карта для оплаты не привязана к бронированию». За две недели до поездки написал в отели еще раз, на всякий случай, уточнить, действительны ли бронирования. Отель в Момбасе ответил утвердительно, отель в Найроби промолчал. 18 февраля утром пришло уведомление от Островка, что номер первого бронирования отеля в Найроби поменялся (вместе с испанским партнером Островка, через которого осуществлялось бронирование). Проверил на сайте Островка – изменился и номер второго бронирования этого же отеля. Написал еще раз в Найроби – ответили, что все бронирования в силе.
Когда я, наконец, добрался до отеля в Найроби, такси вместе со мной пропустили через шлагбаум, пропустили все мои вещи и меня самого через металлоискатель. Девушка на ресепшене внезапно сообщила что я бронировал комнату с двумя кроватями Оо В ответ пришлось показать распечатку бронирования, пришедшего от них самих, она что-то повыясняла по телефону на суахили, после чего мне дали изначально заказанный номер и вещи помогли туда донести. Квитанций о полной оплате номера никаких мне предоставлено не было.
В день выселения (ровно в 10 утра) подхожу выселяться… ну конечно, они не могут снять оплату за мое проживание по предоставленной Островком карте (рука-лицо). Хорошо до поезда до Момбасы было 5 часов. Срочно написал в Островок, через 3 часа ожидания они позвонили в отель и предоставили данные другой карты. Глядя на такой «сюрприз» заодно отменил второе бронирование этого же отеля (как раз оставались сутки бесплатной отмены, деньги вернули на следующий день) и забронировал через букинг другой отель, где не нужна предоплата и данные карты. И уже не без волнения поехал в Момбасу.
В Момбасе в отеле приняли быстро, даже успел на ужин до 22 часов. Первое марта у меня началось с того, что в полседьмого утра прорвало трубу в ванной комнате ХD Хорошо я в этот момент был в номере, быстренько сбегал на ресепшн, течь перекрыли и мне дали другой номер. Это дало понять, что отель хоть и красивый, но с инфраструктурой там явно не всё в порядке, часто вырубался wi-fi, иногда электричество, мебель и техника в номерах явно старые. Много заползает муравьев, пауков, в последний день пребывания нашел в номере трех ящериц. Комаров не то чтобы много, но тоже кусают. Из крупных животных видел на территории отеля стаю обезьян, ведут себя не агрессивно, видел крупных птиц, не знаю что за птицы, и по пляжу гуляли верблюды. Выселение из отеля, слава богу, прошло нормально.
4. АВИАБИЛЕТЫ. Лететь я планировал Emirates с пересадкой в Дубае. Так как тут с оплатой тоже проблемы, решил купить авиабилеты в офисе Emirates в Москве (
https://www.emirates.com/ru/russian/hel ... ow/moscow/). 13.12.22 позвонил туда, чтобы записаться на прием, долго пробирался через подсказки робота-автомата до живого оператора. Ближайшая запись была только на утро следующего понедельника 19.12.22. В понедельник приехал в назначенное время в офисный комплекс, на охране предъявил паспорт, лифт поднимает на 3-й этаж прямо в офис Emirates, оформил билеты, выбрал тариф Flex Plus (бесплатный возврат и обмен вплоть до конца регистрации на рейс с выбором места), оплатить можно картой и наличными. К авиакомпании и к самолетам претензий нет никаких, понятно, почему это одна из ведущих авиакомпаний мира. Только, конечно не стоило лететь в ночь -_- Такому человеку, как я, заснуть в самолете в принципе крайне сложно, очень завидовал людям, которые спали как ни в чем не бывало. Кормили вкусно, я все съедал, т.к. решил это сделать единственным источником питания в поездке.
5. ОБМЕН ВАЛЮТЫ. В России рубли на доллары обменял 21.12.22, когда резко стал расти курс. Половина купюр были серии 2006 года, вторая половина – 2017 года выпуска. В Найроби обменял 100 долларов на такси в первом же встречном обменнике, который сразу после паспортного контроля. Протянул купюру серии 2006 года – девушка сказала, что по старым сериям невыгодный курс и пришлось дать новую купюру, курс был на 20.02.23 – 120 шиллингов за доллар. 21 февраля пошел обменять 1000 $ на шиллинги в KCB банк рядом с отелем, взял доллары новой серии, девушка совещалась по телефону о чем то насчет купюр я так понял, сняла копию загранпаспорта. Курс у них на тот день был 125,6 шиллинга за доллар. 27 же банке KCB отказались менять старые купюры 2006 года. Спросил в отеле в Момбасе насчет таких купюр – посоветовали поискать обменники в городе. 1 марта я поехал в центр города и зашел в Sky Forex Bureau, где мне сразу же обменяли все старые доллары без документов, правда, по курсу 105 шиллингов за доллар.
6. КОВИДНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.
Для въезда в Кению на февраль 2023 года требовался ПЦР-тест, сделанный за 72 часа до отправления. Я забронировал срочную сдачу теста на сайте лаборатории Гемотест за 2400 р., выбрав отделение недалеко от дома с оплатой на месте. Бронировал за неделю до поездки, хотя там нельзя точно бронировать определенную дату и время сдачи теста. За день до поездки в 11 утра сдал тест, предоставив данные и российского паспорта и загранпаспорта. Результат пришел в 9 часов вечера этого же дня на Госуслуги и на почту от лаборатории. В день отъезда утром забрал оригинал из лаборатории. Данные ПЦР-теста я ввел на сайте
https://trustedtravel.panabios.org/trus ... dashboard/ . Ввел маршрут по стране, ввёл вручную данные лаборатории (российских лабораторий в списке нет), выбрал RNA – тест (как в сертификате), загрузил ПЦР-тест на сайт и вбил данные авиакомпании и полёта. В итоге получил куар-код и сертификат, который распечатал. ПЦР смотрели в Домодедово при регистрации и в Найроби сразу после высадки с самолёта (вроде бы). Сертификат вакцинации против желтой лихорадки не спрашивали.
7. ДРУГИЕ БРОНИРОВАНИЯ.
a. Слоновий питомник в Найроби «Nairobi Elephant Orphanage» (
https://visit.sheldrickwildlifetrust.org/) я забронировал 16.01.23 на 26.02.23 с 11 до 12-ти дня (кормление слонов происходит ежедневно только в этот период), т.к. это можно было забронировать заранее без предоплаты. Приехал на такси без 20-ти одиннадцать, женщина на входе проверила бронирование, заплатил ей наличными. Без пяти одиннадцать всех запустили на территорию, вначале на площадку с бассейном грязной воды выбегают по очереди 14 слонов 1-3 лет, жадно пьют молоко из заранее приготовленных бутылок, потом пьют воду, обрызгивают себя и едят траву, разложенную у ограды. После них также выбегает столько же слонов постарше. Всё это время ведущий рассказывает историю питомника, как они находят и содержат слонов и историю каждого слона по отдельности. Кормить и поить слонов самостоятельно нельзя.
b. Бронирование билетов на поезд-экспресс до Момбасы (
https://metickets.krc.co.ke/) я делал 21.02.23 на 27.02.23 поезд в 15:00 3000 шиллингов первым классом. Вот тут я понял принцип работы MPESA (о подключении см. ниже). Вводишь свои данные, какой билет и когда тебе нужен, номер телефона. Затем номер счета и номер аккаунта получателя. После оплаты приходит смс с уникальным кодом, больше ничего никуда не приходит. На сайте сказано, что нужно будет распечатать билет в день отправления по этому уникальному коду. В день отъезда приехал за два часа до отправления поезда и не зря – перед входом на вокзал сначала проверяют машину, потом обыск, потом собака с полицией нюхает весь багаж, потом багаж через металодетектор, потом в киоске печати билетов вводишь свой номер телефона и номер счета при бронировании, который был в СМС. С распечатанным билетом на паспортный контроль, еще одна проверка багажа, после чего попадаешь в зал ожидания (для первого и для эконом классов они раздельны). В зале первого класса предлагают еду и напитки. Также легкие закуски и напитки предлагают в поезде. Скорость поезда не намного выше среднестатистической подмосковной электрички, доезжает до Момбасы за 5,5 часов с двумя остановками. В вагоне вполне сносно и прохладно.
Точно так же 28.02 заказал обратный билет до Найроби на 5 марта.
c. Жирафовый центр в Найроби «Giraffe Centre» (
https://www.giraffecentre.org/) бронировал 21.02.23 на 26.02.23 по времени на 14:00 после слоновьего питомника 1500 шиллингов. Также через MPESA. На проходной посмотрели только СМС о транзакции и пропустили. Каждому посетителю выдается половинка кокосового ореха со специальным сухим кормом для жирафов. Питомник на 11 жирафов, которые пасутся вместе с кабанами и в произвольном порядке подходят покормиться из рук посетителей. По времени не ограничено.
d. Световое шоу Fort Jesus, Mombasa (
https://www.fortjesusmombasa.com/) бронировал 21.02.23 на 03.03.23 (без конкретного времени) 4000 шиллингов также через MPESA. 23 февраля неожиданно позвонили из Момбасы уточнить день посещения шоу (оно проходит по вечерам с четверга по воскресенье). 2 марта написали сообщение, что шоу отменяется по техническим причинам.
8. ПОСЕЩЕННЫЕ МЕСТА.
a. Найроби Арборетум – дендропарк на западе Найроби, вход бесплатный, животных не заметил, зато впервые увидел, что песок в этих краях красного цвета.
b. Уэстгейт Шоппинг Молл – хороший торговый центр. Вообще торговые центры делают любую страну сразу похожей на Европу, особенно на контрасте с тем, что творится на улицах.
c. Национальный музей Кении – наличные при входе не принимают, платил MPESA 1500 шиллингов. Хорошая экспозиция по первобытной истории. При музее парк пресмыкающихся – парень от входа провел мне экскурсию, мне, почему то, нравятся всякие змейки, а тут они вполне разнообразные.
d. Курара Форест – вход платный (600 шиллингов). Животных также не заметил, зато попал на красивую свадьбу, судя по виду и говору – индийско-американскую.
e. Виллидж Маркет – хороший очень большой торговый центр, занимает целый квартал.
f. Национальный архив – тихое прохладное место посреди городского хаоса, историческая экспозиция. Вход 200 шиллингов.
g. Башня Кеньятта – можно подняться на площадку на самом верху – 27 этаж + 3 этажа пешком. Вход 500 шиллингов (наличные не принимают), ближайший вход к северу от башни.
h. Национальная галерея – маленькое здание красивой архитектуры. Экспозиция из работ известных африканских художников и предметов культуры африканских народов. Вход 1000 шиллингов (наличные не принимают)
i. Железнодорожный музей – историческая выставка и несколько старинных паровозов и вагонов на улице. Вход 600 шиллингов.
j. Казино Golden Key в Момбасе. Хорошее казино над рестораном на берегу залива. Просто никогда в казино не был, стало интересно. Сперва на охране записывают имя, местный номер телефона и название твоего отеля. Потом в кассе меняешь шиллинги на фишки. Я решил сыграть в американскую рулетку, т.к. в карточные игры играть не умею, а игровые автоматы вызывают ассоциацию с браузерными играми. В итоге выиграл 30000 шиллингов.
9. ТАКСИ.
Такси из аэропорта взял первое попавшееся – девушка-зазывала стояла у выхода из аэропорта (сама лихо схватила мою сумку и понесла к такси =), мне надо было уже просто добраться до отеля, таксист сказал, что поедем платной дорогой (+300 шиллингов), я согласился, в итоге получилась 3350 шиллингов до центра Найроби (ок. 2000 р.). Впоследствии в Найроби везде решил ездить на такси, стоит недорого (250-600 шиллингов) и удобно, т.к. лезть в местные маршрутки не хотелось от слова совсем. Автобусы и маршрутки все разукрашены, но на них даже номеров маршрутов нет, просто возле каждого стоит зазывала с табличкой номера маршрута либо просто выкрикивает - куда идет автобус, когда автобус заполнится, прямо на ходу запрыгивает в отъезжающий автобус и так до следующей остановки. В Момбасе парк такси, в основном, состоит из индийских самоходных табуреток) На мотоциклах тоже предлагали прокатиться, но я не рискнул.
10. ЕДА.
В первый день не придумал ничего лучше, чем сходить в ближайший KFC, как дома делал регулярно :р Боксмастер с картошкой фри и кетчупом и напитком на выбор (тут это называется meal, типа комбо-обеда) – 850 шиллингов (ок. 500 р.) Вкус, конечно, отличается, но фаст фуд он и есть фаст фуд). Утром завтракал в отеле. Пару раз посещал рестораны (1000-4000 шиллингов). В итоге сложилось мнение, что KFC и его аналоги – самое подходящее для меня.
11. СВЯЗЬ/MPESA.
У меня была СИМ-карта Билайн, в роуминге в Кении тариф был 1 Гб Интернета – 450 р./день, звонок – 45 р./минута, СМС – 45 р./СМС. Я решил купить местную СИМ-карту Safaricom (самый популярный оператор в Кении), и использовал ее совместно с билайновской. Зашел в офис Safari Com Kimati – на входе очередь и охрана всех проверяет металлодетектером. Купил СИМ-карту за 5100 шиллингов, тариф с интернетом 50ГБ на месяц, подключил MPESA (популярная в Кении система мобильных платежей, во многом заменяющая банковские карточки), нужно установить соответствующее приложение придумать код входа и твой номер телефона становится номером счета для транзакций. Положил на счет много шиллингов, т.к. собирался много бронировать через эту систему.
12. ЛЮДИ и КУЛЬТУРА.
Теперь понимаю выражение «как белый человек». Тут белый очень заметен и отличается сразу по приезду. Нет, в целом люди не агрессивные, могут поговорить, многие, конечно ищут выгоду – попрошайки, продавцы сафари-туров, таксисты вас обязательно будут зазывать. Центр Найроби – один сплошной рынок, магазины одежды, обуви, оптики, техники. По-английски говорят все, между собой общаются в основном на суахили. Я даже возжелал поскорей оказаться на сафари, где людей мало будет) По поводу уличного движения – я думал в Москве и Питере движение напряженное и хаотизированное, пока не увидел здешние улицы. Все ходят и ездят как хотят, не взирая на редкие переходы и светофоры. Мне пригодились навыки перебегания улицы в неположенном месте) Кстати, люди, подражая машинам также держатся левой стороны тротуара. Еще тут много охранников, которые непонятно когда отличаются от полиции, которая ходит, небрежно держа автоматы в одной руке, некоторые ходят толпой с палками. Везде металлоискатели на входе.
Ещё через неделю внезапно понял, что ни разу не видел здесь курящего человека. Всяких кальянов тоже не видно. То ли это у них по закону, то ли так исторически сложилось.
ПОСЛЕДНИЙ СОВЕТ (БЕЗ ПОЯСНЕНИЯ, ПРОСТО ДОБРЫЙ СОВЕТ): ВСЕГДА НОСИТЕ ТАМ С СОБОЙ ПАСПОРТ!