Впервые о существовании Еревана я услышала, когда училась в начальной школе. Туда на летних каникулах погостить к бабушке и дедушке полетела моя подруга и одноклассница. Как же я ей завидовала! Во-первых, у меня не было дедушки. Во-вторых, о полёте на самолёте я тогда даже не мечтала. И, в-третьих, увидеть горы для жителя города Новгорода – счастье, примерно равное по силе полёту на самолёте.
С тех пор прошло 45 лет, и вот 23 июня мы с моим мужем Димой прибыли в Ереван. У нас было три дня, и распорядились мы ими вполне разумно. Посмотрели и город, и окрестности, а главное полюбили Ереван и Армению и улетали с большим желанием вернуться и продолжить путешествие.
Вот краткий план нашей поездки:
23 июня: вылетели из Москвы в 7:40 рейсом Аэрофлота SU 1860, в Ереване были в 12:50. Поселились в отеле “Opera Avenue Hotel”.
Гуляли по Еревану, заказали машину напрокат.
24 июня: посетили музей Сергея Параджанова, чуть-чуть прогулялись по району Конд, поехали в Гарни, посмотрели Арку Чаренца, “Симфонию камней”, монастырь Гегард, возвратились в Ереван по дороге мимо Азатского водохранилища.
25 июня: посетили район Конд, мемориал Цицернакаберд, Дом-музей Мартироса Сарьяна, рынок ГУМ, съездили в монастырь Хор Вирап, вечером гуляли по Еревану, сдали машину.
26 июля: собрали вещи и в 13:50 вылетели в Москву рейсом Аэрофлота SU 1861.
Несколько важных моментов, которые меня удивили.
Во-первых, улететь в Армению можно, не имея загранпаспорта, просто по внутреннему паспорту гражданина РФ.
Во-вторых, карты МИР работают практически во всех магазинах, кафе, заправках, отелях Еревана. Мы везли с собой карту казахского банка, но ни разу ей не воспользовались.
Наличные иметь всё-таки нужно. Например, в музее Параджанова карточки не принимали.
На банкоматах должна быть наклейка МИР, не все банки работают с этой картой.
В-третьих, В Ереване работает Яндекс-такси! Работает с карточками российских банков, так что не нужно менять способ оплаты.
В-четвёртых, валюту для обмена везти не нужно. В обменниках принимают рубли. Рублями мы оплатили аренду машины и на рынке тоже расплатились рублями.
В-пятых, обратите внимание на монетки драмы. Они маленькие, но вполне ценные. На такую же маленькую монетку 500 драм в деревне можно купить таз черешни.
25 июня курс рубля упал, 1 рубль – 3,9 драм.
Вылетали мы из аэропорта Шереметьево.
Аэропорт этот радует тем, что паспортный контроль можно пройти автоматически, если ваш загранпаспорт начинается на цифры 75. Быстро и без пограничников. Только заранее запомните номер рейса, его нужно будет выбрать, отвечая на вопросы автомата.
Самолёт вылетел вовремя, 3,5 часа прошли быстро. Соседка по креслу в салоне самолёта сказала, что мы летим в Армению в хорошее время, когда погода ещё нежаркая, и созрели абрикосы и черешня. Отлично! Мы начинаем наше путешествие.
23 июня
Прогулка по Еревану.
Как только приземлились, я стала заглядывать в иллюминаторы, искать Арарат, но он был закрыт облаками. Жаль! Что-то не повезло.
Пока шли к паспортному контролю, сфотографировала старый аэропорт Звартноц с диспетчерской башней.
Это здание, построенное в 1982 году в стиле советского модернизма, стало первой достопримечательностью, которую мы увидели в Ереване.
Старый аэропорт выглядит гораздо интереснее стеклянной коробки нового аэропорта.
Бесплатный wi-fi поймали сразу, как только заняли очередь к паспортному контролю, так что ожидание прошло незаметно. Вышли в зал прилёта и заказали Яндекс-такси. Машина подъехала через пару минут.
Пока ехали к отелю, водитель провёл маленькую экскурсию. Рассказал о Шаварше Карапетяне, который в 1976 году спасал людей из утонувшего в Ереванском водохранилище троллейбуса.
Ныряя на глубину 10 метров, он сумел вытащить на берег 46 человек, 20 из них удалось вернуть к жизни. Шаварш Владимирович занимался подводным плаванием, но после этого случая тяжело заболел пневмонией и к занятиям спортом не вернулся.
Дальше мы проехали американское посольство, второе по величине в мире)) Самое большое американцы построили в Багдаде.
Увидели коньячные заводы Арарат и Ной – гордость Армении.
Их здания стоят напротив друг друга, разделённые ущельем реки Раздан. (Фото взяла в интернете).
Водитель рассказал, что сейчас в Армении возрождается традиция виноделия, виноградную лозу привозят из-за границы. Посоветовал попробовать белое сухое вино “Karas” и красное сухое «Armenia Wine Takar Reserve». Конечно попробуем!
Остановились на ул. Туманяна 29, где находится наш “Opera Avenue Hotel”. (Точка А на карте). Перед поездкой я пыталась найти, как выглядит отель снаружи, но booking и сайт отеля предлагали только фотографии номеров. Отзывы об отеле были отличные, находится он в центре, так что мы выбрали именно его.
Выйдя из такси, мы несколько раз прошли вдоль дома 29 в поисках отеля. Магазины и обменники видим, а вот отеля не видим! В чём дело? Наконец взгляд Димы опустился на помещения подвального этажа.
Да вот же он наш отель! Спустились вниз.
Оказывается номера находятся тоже в подвале. Нам предложили номер без окна. И тут мы сильно огорчились. Спросили, есть ли у них комната с окном? Мы не пользуемся кондиционером, любим свет по утрам и свежий воздух. Если нет, то мы будем искать другой отель, даже если придётся заплатить штраф booking за отказ от бронирования. Ещё добавили, что неплохо было бы сообщать клиентам, где именно располагается отель. В общем, портье Армен пошёл нам навстречу и обещал к вечеру переселить нас в номер с окном. Забегая вперёд, хочу сказать, что отель этот нам понравился. Номера новые, просторный и чистые, полотенца и постельное бельё белоснежные, завтраки вкусные, wi-fi хороший, а Армен помог нам взять машину напрокат. Мы уходили утром, а возвращались в номер поздно вечером, так что от отсутствия вида не страдали. Находится отель возле оперного театра в шаговой доступности от всех достопримечательностей, рядом с обменником. Так что если соберётесь остановиться в нём, заранее бронируйте номер 17 с окном!
Мы заплатили за проживание картой МИР (21 тыс. рублей за 3 дня) и, оставив рюкзаки на попечение Армена, пошли гулять по Еревану.
Решили прежде всего подняться на Каскад. Вдруг облака разлетятся, и мы увидим Арарат.
Напротив отеля стоит театр оперы и балета, похожий на древний храм. (Фото взяла в интернете).
Из открытых окон слышалось пение и быстрый ритм барабанов. Похоже на лезгинку. Понравились зелёные улицы с высокими платанами. Интересно, что в Ереване установлено много фонтанчиков с питьевой водой, тут не нужно покупать воду в бутылках. Все фонтанчики разные и очень симпатичные. Ещё удивило, что скамейки в городе установлены не только в скверах, но и на перекрёстках оживлённых улиц. Вот прямо рядом с пешеходными переходами.
15 минут, и мы подошли к скверу перед Каскадом. (Точка В на карте). Здесь стоит памятник Александру Таманяну, архитектору, который в 1924 году разработал генеральный план реконструкции Еревана.
Таманян спроектировал современный зелёный город с домами из розового камня. Лестницы с террасами, уходящими на холм, украшенные фонтанами и цветниками, тоже его задумка. Только построили Каскад в 1980 году, через много лет после смерти архитектора.
На аллее сразу нашли скульптуры колумбийского художника Фернандо Ботеро.
Его пышущие здоровьем и жизнелюбием толстяки поднимают настроение.
Интересно, что в Колумбии есть ром “Ботеро" с картиной “Пьющие мужчины” на этикетке.
На первую террасу поднялись пешком. А вот и вид на оперный театр и дома из розового туфа.
К сожалению, этот фонтан не работает. Жаль, ведь Каскад тоже относится к памятникам советского модернизма.
К следующим площадкам поднимались на эскалаторе. Здесь струйки воды пляшут вокруг гигантской головы.
На террасе выше запечатлён прыжок в воду, три его фазы.
И вот мы на вершине. Облака плотно закрывают Арарат. Так мы его и не увидели сегодня.
Мы решили вернуться в отель, чтобы взять зарядки для телефонов. Проходя мимо площади Франции, увидели несоразмерно маленький памятник какому-то мужчине в брюках в гармошку. Что он держит в руках разглядеть не смогли. (Точка С на карте).
Подойти и рассмотреть его без риска для жизни невозможно. Движение на площади оживлённое. Только сейчас прочитала, что это скульптура французского художника Жюля Бастьена-Лепажа, выполненная Огюстом Роденом. Скульптуру эту подарил городу президент Франции Николя Саркози, когда был в Ереване с визитом. Теперь стало понятно, что в руках у художника палитра. В конце XIX века Роден и Лепаж примкнули к группе интеллигенции, которая стремилась привлечь внимание общественности к беде армянского народа. Тогда в Османской империи бандами головорезов было убито 300 тыс. армян.
Армен уже отнёс наши рюкзаки в 17 номер с окном. Мы поставили заряжаться телефоны и рассказали Армену о своих планах взять машину. Армен сказал, что может помочь, и завтра в 9 утра машина будет во дворе отеля. Мы подпишем договор и получим авто без депозита и кредитных карт. Цена 12 тыс. рублей за 2 дня нас вполне устроила. Удобно! Довольные, мы пошли гулять дальше. Шли по зелёной улице поэта Ованеса Туманяна. А вот и его портрет.
В зелёном дворике среди серых советских многоэтажек стоит древняя церковь Сурб Зоравор. (Точка D на карте).
Здесь под часовней с IX века покоятся мощи Святого Анании, одного из 70 апостолов Христа. Здесь же хранилось Евангелие под названием “Зоравор”, что значит “Всемогущий”. В XVII веке на этом месте основали монастырь, позднее разрушенный страшным землетрясением. Церковь возродили в том же XVII веке. Я впервые зашла в армянский храм. Над входом можно рассмотреть старинную фреску с изображением Богоматери.
Свечи здесь ставят в песок, покрытый слоем воды. При этом огоньки свечей отражается в воде, и свет от них многократно усиливается. В стены внутри и снаружи вмонтированы хачкары – камни с резным изображением крестов. Орнаменты хачкаров неповторимы и восхитительны.
В советские годы церковь помог спасти от разрушения художник Мартирос Сарьян. Благодаря его письмам и обращениям во все инстанции, храм удалось отреставрировать, и в 1970-е годы его вернули прихожанам. Для советского времени случай уникальный.
Мы вышли на улицу Пушкина через арку. Почти все они в Ереване разрисованы.
Много граффити и на домах. Это радует, даёт ощущение свободы и молодости. Художники способны преобразить пространство вокруг себя.
Мы шли по улице Пушкина. Платаны, граффити, фонтанчики были единственным её украшением. Неужели старая застройка совсем не сохранились?
В её поисках свернули возле музыкальной школы им. Чайковского и сразу увидели дом из чёрного туфа с красивой дверью. (Точка Е на карте).
Дома постройки XIX века в Ереване отличаются не только красотой фасадов, но и цветом камня. Это Ереванский филиал императорского государственного банка. После революции здесь устроили родильный дом. Надеюсь, что этот старичок дождётся реставрации. Мы заглянули через разбитое стекло в подъезд и увидели замечательную статую.
Рядом находится Дом матери и ребёнка, в котором с 1938 года рождаются ереванцы.
Мы прошлись по ул. Арама (бывшей Царской), где уцелели несколько зданий из царского же прошлого и вернулись на ул. Пушкина. Здесь на перекрёстке стоит бывший магазин галантерейных товаров купца Геворга (Егора) Ханзадяна. (Точка F на карте). В доме по-прежнему идёт торговля.
Рядом увидели особняк из розового туфа с колоннами. Он стоит здесь с 1884 года.
Часть здания занимал индоевропейский телеграф, с помощью которого осуществлялась связь между Лондоном и Калькуттой. Линию телеграфа провела компания “Сименс" через российские города Одесса, Керчь, Тифлис (Тбилиси), Эривань (Ереван).
Однако пора было подумать об обеде. Пошли по улице Абовяна. Благодаря старым особнякам и платанам она очень уютная, тенистая. До революции улица носила название Крепостной, так как вела к Ереванской крепости, потом стала улицей Астафяна, в честь губернатора Еревана генерал-майора Астафьева. Сейчас улица носит имя писателя Хачатура Абовяна.
В этом роскошном здании находилась первая частная хирургическая больница Еревана.
Принадлежала она врачу-хирургу Ованнесу Ованнисяну. После революции здесь организовали больницу по лечению малярии. На фасаде в торце дома увидели забавный барельеф. Может кто-то знает, о чём разговаривают мужчины? Напишите в комментариях, пожалуйста!
Нас интересовал ресторан “Dalan”. (Точка G на карте). Чтобы попасть в него, нужно пройти через магазин сувениров и выйти во дворик, увитый виноградом. Здесь тихо и уютно. Лестница ведёт в художественную галерею.
На втором этаже симпатичные балконы. Место колоритное.
Заказали суп из конского щавеля – авелук и суп из мацони – спас. Супы понравились очень! Рекомендую!
Попробовали армянское вино: красное и белое. Вполне хорошее вино, но мне показалось немного резким.
С отличным настроением мы продолжили прогулку. Опять свернули на улицу Пушкина. На торце конструктивистского дома увидели красивый барельеф, наверное это Икар.
Напротив в домах заброшенного вида разместились художники. Мы вошли в раскрашенный подъезд, откуда доносились звуки живой музыки.
Во дворике нашли кафе “Art kvartal”. К нашей радости мы попали на репетицию джазовой группы. Парень играл на дудуке и саксофоне.
Перед поездкой мы как раз думали, где бы дудук послушать, и вот, пожалуйста! Заказали кофе по-армянски. Ни в коем случае не заказывайте кофе по-турецки!!! Не нужно обижать людей! Это серьёзно! Пока ждали кофе, обошли дворик.
Его подпирает советская многоэтажка. Рядом остатки сцены и фигура девушки на мотоциклетной коляске в кустах.
Кофе сварили не очень хороший, но ребята играли здорово, и место показалось замечательным, так что двинулись дальше полные сил и хорошего настроения.
Сразу застряли в арке возле кафе, читали стих.
Вышли на площадь Андрея Сахарова. (Точка Н на карте). Академик не побоялся публично выступить на стороне Армянской ССР в разгар карабахского конфликта.
Совсем рядом находится метро “Площадь Республики”. (Точка I на карте). Спустились ко входу, перед ним выложена чаша фонтана в виде распустившегося цветка. Только вот фонтан не работает.
Поднялись и прошли вдоль облицованного камнем провала. Цветок отсюда прекрасно виден. Как же не хватает струй воды!
Вышли в сквер Хачкаров. Этих каменных символов Армении в Ереване очень много.
Они стоят вокруг храмов, вмонтированы в их стены, стоят в скверах. Их затейливый многослойный орнамент восхищает. На бульваре рассмотрели копию древнейшего хачкара 912 года!
Прошли по улице Адамяна. (Точка J на карте).
С одной стороны улицы стоят дома из чёрного туфа, с другой – из розового. Розовые здания появились в 30-е, 40-е годы прошлого века, а вот напротив сохранились старые дореволюционные дома, такие уютные. Интересно сложилась судьба у дома, возле которого стоит велосипед (часть дома до арки). Оказывается, построен он в 2015 году, а на облицовку пошли камни, сохранившиеся от здания мэрии Еревана, которое было построено в 1906 году и снесено в 2000-м. Вот как выглядела старая мэрия.
И стояла она вовсе не здесь, а на улице Хоренаци. (Чёрный маркер). В 2000 году старую мэрию снесли, камни с фасада сняли, пронумеровали и сохранили. А на её месте вырос очередной безликий гигант. Вот как выглядит новодел со старой облицовкой на ул. Адамяна. Остаётся радоваться, что старый Ереван сохраняют хотя бы таким способом.
Дошли до Дома Правительства Армении. (Точка А на карте).
От розовых гигантов укрылись на ул. Анрапетутяна (бывшей Губернаторской).
Здесь одноэтажный чёрный домик зажат двухэтажными соседями. (Там где флаг на фотографии). Здесь с 1874 по 1920 год находилось консульство Ирана. (Точка В на карте). Интерьеры в доме потрясающие. Правда я их видела только в интернете.
Сейчас здесь находится Армянский комитет охраны памятников. В следующий приезд в Ереван постараемся сюда проникнуть.
Готовясь к поездке, я прочитала, что уголок старого Еревана сохранился на ул. Фирдоуси, прямо в центре города. Свернули туда и зря. (Точка С на карте). Мы ожидали увидеть район старых домов, как в Тбилиси, а увидели гаражи вдоль всей улицы. Пытались пройти за них, но натыкались на заборы. В общем, мы поспешили выйти с улицы Фирдоуси, ничто нас не влекло исследовать её закоулки.
И вовсе не потому, что район этот показался нам опасным (здесь у гаражей стояла припаркованная “Tesla”), просто, назвать это место, уютным язык не поворачивается.
Вышли на сквер, где находится Вернисаж, здесь продают сувениры. Ряды матрёшек нас обескуражили, так что мы поспешили к Кольцевому бульвару.
По дороге разглядывая арки и фонтанчики.
Погода начала портится, набежали тучи, подул ветер. Дождь мы переждали под зонтиками заброшенного кафе на бульваре. Чёрные тучи пролетели быстро, и мы вышли к памятнику поэту Егише Чаренцу. (Рядом с точкой D на карте).
В 1937 году он был арестован и погиб в тюремной больнице. Сталинские репрессии прокатились и по Армении. Поэта обвинили в контрреволюции, терроризме, национализме.
Удивила история памятника. Его создатель Николай Никогосян, будучи молодым человеком, повздорил на улице Еревана с Егише Чаренцем. Поэт сделал замечание юному художнику, а тот полез в драку, не зная с кем повздорил. Только после смерти поэта Никогосян понял с кем имел дело и мучился до тех пор, пока в 1985 году не создал этот памятник.
Совсем рядом на бульваре стоит ещё одно здание советского модернизма – Дом шахмат. (Точка D на карте).
В 1963 году армянский Шахматист Тигран Петросян стал чемпионом мира, а в 1970 году в Ереване появился Дом шахмат его имени. Рядом стоит бюст шахматиста. Здесь до сих пор размещается шахматная школа.
По мокрым от дождя улицам мы подошли к церкви Святой Богородицы Катогике. (Точка Е на карте).
Этот маленький древний храм стоит рядом с новой церковью Святой Анны. Церковь Катогике была перестроена после землетрясения в XVII веке. Над ней надстроили вместительную базилику. В 1936 году базилику решили снести ради строительства института. Вот при сносе базилики и обнаружились стены древней церкви Катогике. Группе горожан удалось её отстоять, и теперь мы можем любоваться древними надписями и хачкарами на её стенах.
Совсем рядом находится кинотеатр “Москва”. (Точка F на карте). Нам хотелось найти летний зал кинотеатра, который в 1969 году архитекторам удалось вписать в маленький двор, со всех сторон загороженный домами.
Мы зашли за кинотеатр и увидели мойку машин. Она как раз расположилась под летним залом кинотеатра среди колонн. Проход в зал был закрыт решёткой, так что просто сделали фото кубической кинобудки, стоящей на бетонной гранёной ноге и зала, опирающегося на колонны.
Так выглядело это место в 70-е. Мозаика ещё сохранилась, а вот фонтана уже нет.
Там где сейчас моют машины, было кафе. Надеюсь, что летний зал когда-нибудь отреставрируют. Было бы здорово!
В Ереване много интересных скульптур, почти на каждой улице можно увидеть что-то необычное. Перед кинотеатром “Москва” стоит металлический паук.
Его создал скульптор Ара Алекян из металлолома. Раньше на площади стояли его “Медведь”, “Лошадь” и “Бык”, теперь они украшают улицы Брюсселя.
На этой же площади находится отель “Ереван”. В советские годы он назывался “Интурист” и был первой гостиницей, построенной в молодой столице Армении.
Здесь в 1930 году остановились Осип Мандельштам со своей женой Надеждой. Номер в “Интуристе” получить было практически невозможно, но помог художник Мартирос Сарьян. Он звонил чиновникам, требовал, доказывал необходимость предоставить поэту лучшие условия. Ереван тогда активно перестраивался, пыль стояла столбом, улицы были раскопаны водопроводчиками, не было деревьев. Только что открылся Центральный музей Армении, библиотека. Мандельштам учил здесь армянский и древнеармянский языки. Забавно, что первое слово, которое они с женой прочно усвоили было “хюраноц”, то есть “гостиница”. Свои впечатления о поездке по Армении, о людях, с которыми он встретился, Мандельштам описал в прозе “Путешествие в Армению” и в цикле стихов “Армения”.
Мы шли по такой зелёной теперь улице Абовяна, мимо скульптур
и арок.
Зашли во дворик. Такую услугу я раньше не встречала.
Наконец подошли к последнему на сегодня объекту советского модернизма – станции метро “Еритасардакан”, то есть “Молодёжная”. (Точка G на карте).
Через гигантскую трубу со стеклом на срезе на эскалатор попадает свет.
На этом решили прервать прогулку. Был уже поздний вечер, и мы направились в бар. Шли и обсуждали впечатления от Еревана. Город этот нас не очаровал. Мы не встретили улиц и переулков, которые бы манили их исследовать. Исторической застройки осталось совсем мало, а вместе с ней из города пропал уют. Всюду торчат советские серые многоквартирные дома и высотки начала 2000-х. С таким нерадостным впечатлением от города мы пришли на ул. Сарьяна, к бару “In Vino”. (Точка Н на карте). На этой улице полно ресторанов, баров, кафе. Все первые этажи домов заняты ими.
Сидят весёлые компании, слышен радостный гул голосов. В “In Vino” мы заняли последний оставшийся свободным столик под навесом на улице, заказали по бокалу вина и вдруг стали вспоминать Тбилиси… Как 5 лет назад мы сразу влюбились в этот город, бродили по его улочкам, почти не заглядывая в карту, заходили во дворики, как были очарованы грузинским радушием. А какое там вино!
В “In Vino”, кстати, мы целиком положились на предложение официанта и не прогадали. Рядом с нами сидела весёлая компания парней, они так заразительно хохотали, что настроение поднялось. И тут тучи, которые собирались целый день, пролились ливнем. Да таким сильным, что порой казалось наш навес установлен под водопадом.
Сидеть на улице было невероятно уютно. Ветра не было, так что ливень был нам не страшен. Прелесть южного дождя в том, что на улице не становится холодно, не хочется скрыться в доме, даже плед не нужен. Мы заказали ещё по бокалу, а потом ещё.
Дождь уже перешёл в грозу. Мимо нас пробегали прохожие. Они были абсолютно мокрыми, но зачем-то держали над головами зонтики. Струи дождя отскакивали от асфальта фонтанчиками. Их было отлично видно в свете проезжающих машин. Официант предложил нам прекрасное розовое вино марки “6100”. Называется оно так, потому что винодельня находится рядом с пещерой Арени, которая имеет 6100-летнюю историю, и где нашли древнейшие сосуды для хранения вина.
И тут в мире что-то изменилось… С этого момента нам очень понравился Ереван, ереванцы и всё вокруг нас. Я даже плитку на улице сфотографировала, когда после грозы мы возвращались в отель.
Армения нас приняла!
24 июня
Музей Сергея Параджанова, Арка Чаренца, район Конд, Гарни, “Симфония камней”, монастырь Гегард, Азатское водохранилище.
Ночью мы спали как убитые с открытым окном. Во дворе постоянно шумел кондиционер, но его тарахтение нам не мешало.
Утром прочитали страшные новости с родины. Не могли понять, что же делать? Может быть стоит вернуться немедленно, пока аэропорты не закрыли… Понять чем обернутся события было невозможно. Решили остаться и не читать новости до вечера. Будь что будет!
Сразу после завтрака во двор подвезли заказанную нами машину. Владелец снял все царапины на видео, Дима подписал документы и заплатил 12000 рублей.
Местную сим-карту нам отдали друзья после поездки в Армению. Всё, теперь мы готовы к выезду из Еревана. Но сначала идём в музей Сергея Параджанова. Идём пешком, чтобы не пропустить что-нибудь интересное по дороге.
Прошли Культурный центр Hay-Art, который в народе называют “бочками”. (Точка В на карте).
Этот первый в СССР Музей современного искусства построен в виде пяти цилиндрических форм. Обязательно побываем здесь в свой следующий приезд в Ереван, а пока мы зашли во двор Голубой мечети. (Рядом с точкой В на карте).
Она стоит здесь с XVIII века, когда эта земля принадлежала персам.
В годы советской власти мечеть хотели снести, но поэт Егише Чаренц спас её от сноса, предложив использовать как музей. Правда мечеть всё же лишилась трёх своих минаретов. Здесь размещался Музей истории и естествознания Еревана, а позднее планетарий. Купол мечети подошёл для проекции звёздного неба. После распада СССР мечеть вернули мусульманам.
Прошли бывший рынок “Ташир”.
Теперь здесь находится большой торговый центр. Реконструкция рынка вызвала возмущение ереванцев. На площади всегда находился рынок и грузинский караван-сарай.
На перекрёстке с улицей Пароняна мы спустились в подземный переход довольно запущенного вида. (Точка С на карте).
Пройдя по нему мимо солидных сталинок, вышли на смотровую площадку. (Красный маркер).
Она прямо в конце подземного перехода находится, не нужно подниматься. Сегодня солнечно, но Арарат опять спрятался за облаками. Зато отлично виден коньячный завод “Арарат”.
Он как крепость стоит над рекой Раздан на обрыве. Хотя почему как? Завод как раз и построен на месте Эриванской крепости и дворца. Персидская цитадель в 1827 году была захвачена русскими войсками генерала Паскевича. Вот как изобразил эти события художник Франц Рубо.
Тогда Эривань большей частью был мусульманским городом, но с приходом русских войск здесь образовалась Армянская область, и после заключения мира с Персией армяне смогли переселиться на эти земли. Забавная статья с рассказом о русской жизни в Эривани появилась в российской печати в 1828 году: “Думали ль мы, братцы, в Персии праздновать святки? … Нынешний год мы здесь потеребили Кизылбашей; а на будущий, кого Бог приведет…В первый раз от рождения видит Эривань в маленьком виде Русские балы…”
Но не только балы устраивали новые хозяева крепости. В зеркальном зале Сердарского дворца играли пьесу “Горе от ума”. Актёрами были бывшие офицеры, разжалованные в солдаты после участия в восстании Декабристов. Поставили только третье действие, зато на нём присутствовал сам автор. Грибоедов направлялся в Персию для заключения мирного договора и тогда находился в Эривани. Комедия была запрещена цензурой, однако начальник Эриванского гарнизона генерал Афанасий Красовский со словами: “Бог не выдаст”, – постановку разрешил. Так что первый раз комедию играли именно здесь. Сейчас об этом событии рассказывает надпись на стене винного подвала коньячного завода.
Завод появился здесь в 1880-е годы, а в 30-е годы прошлого века крепость окончательно разобрали.
А мы поднялись к церкви Святого Саркиса.
Она стоит напротив завода “Арарат” на обрыве. Напившись воды из фонтанчика, зашли в храм.
Играл орган, народа было совсем немного. После службы священники в ярких облачениях обошли зал, собирая пожертвования. Они стучали по полу посохами с колокольчиками.
Я не знала, что в армянских церквях звучит органная музыка. Во дворе за церковью полюбовались на хачкары.
Музей Параджанова совсем близко. (Точка D на карте).
Прошли через яркую арку, мимо граффити, вот и музей.
В конце жизни Параджанов переехал в Ереван, и сам выбрал место для строительства дома. «Первая родина – это Грузия, где я состоялся, вторая родина – Украина, которая дала мне любовь, счастье и всемирное признание, а третьей моей родиной является Армения, где находятся мои корни и где я хочу прожить оставшиеся годы своей жизни». Однако пожить здесь художник не успел. Музей открылся в 1991 году после его смерти. (Сайт у музея замечательный https://parajanovmuseum.am/ru/about-museum/).
Музей невероятно интересный.
Поражает творческая сила художника, чью фантазию и жажду творчества не могли остановить ни запреты, ни даже тюрьма.
Он был новатором в кино. Его фильмы – ожившие картины. Сейчас такой стиль называется видеоартом, а в 60-е годы понять, созданный Параджановым киноязык, могли далеко не все.
Он родился в семье тбилисского антиквара и любил мир старых вещей.
Поражает его способность создавать картины из осколков посуды, стекла, ракушек, бусинок, шпилек, винтиков… Параджанов преображал мир вокруг себя, превращал его в искусство.
Даже крышки от молочных бутылок стали материалом, из которого появились “талеры” с изображением Пушкина, Гоголя, Петра. “Чеканил” их Параджанов ногтем, находясь в тюрьме. Его “талер”, отлитый в серебре, стал призом кинопремии “Амаркорд”, учрежденной Феллини и Гуэрро.
Друзья покупали мастеру рубахи, и тот, расписав их, дарил им на память.
Выйти из тюрьмы Параджанову помогла Лиля Брик.
Она убедила французского поэта Луи Арагона вступиться за художника. Арагон прилетел в Москву, чтобы получить орден Дружбы народов. Он встретился с Брежневым в ложе Большого театра на балете ”Анна Каренина” и попросил освободить несчастного художника и режиссёра. Брежнев внял просьбе поэта, хотя кто такой Параджанов, он не знал.
Скульптор Ара Алекян, о чьих работах из металла я рассказывала выше, был знаком с Параджановым. Он создал замечательный бюст мастера вдохновившись его творчеством.
После музея приятно было посидеть в тенистом дворике.
Мы хорошенько здесь отдохнули и решили сходить в старый район Конд. Что-то подсказывало, что в нём нам будет гораздо интереснее, чем на улице Фирдоуси. Вход в этот район мы нашли не сразу. Сначала оказались в тупике в одном из двориков, тамошние жители и направили нас в арку дома на улице Лео. (Точка Е на карте).
Пройдя по ней, мы оказались в другом мире среди старых домов с садами и балконами.
Вышли к дому, который перестроили из мечети. (Зелёный маркер).
Купол её рухнул, но жильцы упорно продолжают здесь жить. Подошли к домику с незатейливой вывеской “Кафе”. (Чёрный маркер).
Нас встретила молодая хозяйка Шаганэ. Она пригласила нас в уютную кухню, сварила кофе по-армянски. Их дом стоит здесь с XVII века. Пережил землетрясения, правда трещины по стенам пошли.
Вся их большая семья с бабушками, дедушками, детьми, внуками живёт здесь под одной крышей. У дома есть тенистый сад со старой шелковицей. Проведены вода и канализация. Шаганэ с радостью показала дом, предложила подняться на балкон, откуда в хорошую погоду виден Арарат. Но не сегодня.
Гора упорно не хотела нам показаться. Этот уютный дом со старой мебелью как-будто стал продолжением музея Сергея Параджанова.
Кофе, кстати, Шаганэ варит замечательный!
Было уже 13:30, когда мы вернулись в отель и на арендованной машине двинулись к храму Гарни. По дороге остановились возле Арки Чаренца. (Точка F на карте).
Поэт любил прогуливаться здесь. Вид на Араратскую долину отсюда потрясающий. А в безоблачную погоду в арке, как в раме картины, стоит Арарат.
Нам не довелось увидеть такую великолепную картину. Вдоль дуги арки высечены слова из стиха Егише Чаренца: Вершин седей, чем Арарат, свет обойди, подобных нет! // Как недоступный славы путь свою гору Масис люблю!
Масис это традиционное армянское название горы. Я уже стала переживать, вдруг мы так и не увидим Арарата.
Любопытно, что в 1829 году по Армении вместе с отрядом казаков проехал Александр Сергеевич Пушкин. Тогда русская армия двигалась к крепости Арзрум. Проснувшись на заре, поэт увидел "снеговую, двуглавую” гору. “”Что за гора?" - спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: "Это Арарат". Как сильно действие звуков! Жадно глядел я на библейскую гору…” Однако казак ошибся, перед ними была гора Алагез.
Мы остановились на дороге и купили абрикосов. Эта добрая женщина загнала нам их по московским ценам.
Сами виноваты! На рынке нужно быть начеку. Правда это был не рынок, и когда мы уезжали, счастливая продавщица приговаривала, что очень любит русских)) Но какие же сладкие мы купили абрикосы! У нас в магазинах продают нечто совсем другое.
Дорога до Гарни весьма живописная.
Сегодня была суббота, поэтому ереванцы выехали погулять за город. (Точка G на карте). За входные билеты в Гарни расплатились картой МИР (1500 драм с человека). Вокруг храма Митры и в нём было полно народа, так что надежду сделать эффектную фотографию безлюдной колоннады мы сразу отбросили.
В I в. н. э. здесь на обрыве реки Азат стояла крепость и летняя резиденция армянских царей. Какая же древняя эта страна!
Храм Солнца восстановили в советские времена. Это был единственный языческий храм на территории СССР. Он эффектно стоит прямо на краю каньона. Заглянули вниз, где-то там находится чудо природы «Симфонии камней».
По дороге к храму бесконечной вереницей шли свадебные процессии. На их видео будут увековечены наши счастливые лица.
Спуск в ущелье реки Азат на машине занял 15 минут. (Точка H на карте).
Вход сюда платный (200 драм). Дорога идёт мимо стены базальтовых колонн.
Вулканическая лава и высокое давление создали эти шестигранные столбы.
Местами они нависают над дорогой и напоминают трубы органа.
Дорога всё время шла под уклон, так что прогулка доставляла удовольствие. На утёсе показался храм Митры.
Обратно мы вернулись на паровозике. За 100 драм (не помню точно цену) можно быстро подняться ко входу в ущелье.
Пообедали мы в рыбном ресторане у реки. Здесь разводят форель, так что решили её попробовать. Народа было очень много, но обслужили нас довольно быстро, и главное, запечённая на углях форель оказалась сочной и очень вкусной.
От ресторана до монастыря Гегард мы ехали всего 20 минут по очень красивой горной дороге. Я так была захвачена сменой пейзажей, что совсем забыла о фотике. Монастырь расположен у ручья среди скал. (Точка I на карте).
В IV веке в пещерах рядом с источником, бьющим из скалы, поселились монахи. Тогда место это называли Айриванк, то есть “пещерный монастырь”. Церкви и часовни были построены в XIII веке. Здесь хранилось копьё, которым римский легионер Лонгин пронзил сердце Христа. Отсюда и второе название монастыря. “Гегард” значит “копьё”.
Пройдя мимо ряда новых и совсем древних хачкаров, мы оказались во дворе обители.
Сразу вошли в главный храм. Нас окружил непривычный сумрак. Свет попадает сюда только через узкие окна и отверстие в куполе.
Огоньки свечей многократно отражаются от воды, и свет в церкви становится тёплым.
Не спеша рассмотрели хачкары, украшающие стены самой древней скальной церкви с родником.
Крест алтаря.
Чудесную каменную резьбу.
Здесь стояла очередь к роднику, который бьёт прямо из скалы. Жаль, что не взяли с собой бутылок. Просто напились вкуснейшей холодной воды, умыли лица. Из зала рядом доносилось пение.
Мы прошли на службу. Интересно было слушать незнакомую музыку и таинственные, непонятные слова. Всё, что мы здесь увидели, нас, без преувеличения, потрясло. Так что некоторое время постояли во дворе монастыря, привыкая к яркому свету, рассматривая древний герб над воротами церкви.
Теперь мы поднялись к часовне Святого Григория. Она вырублена прямо в скале.
Монахи также обустраивали себе кельи прямо над обителью. Вдоль лестницы вырезаны хачкары в память о них.
Мы вышли за стены монастыря. У кого-то сегодня будет вкусный ужин!
Прогулялись через ручей к большой пещере. Теперь перед её входом стоят и наши ступы.
Здесь за речкой тропа ведёт на вершину скалы, откуда можно полюбоваться монастырём сверху. Решили туда не подниматься и вернулись к церкви. Проходя мимо её ворот, мы увидели группу людей спускавшихся откуда-то вдоль храма. Там мы ещё не были. Прошли по тропе мимо келий, ульев и хачкаров.
Зашли в темную арку с крестами на стенах.
Преодолев её прохладный мрак, мы совершенно неожиданно оказались в храме, вырубленном в скале. Представить, как это возможно, выше моих сил! Мы стояли в центре зала, задрав головы и глядя в отверстие в его куполе.
Вот как описал свои впечатления от посещения этого места Андрей Битов. “ОН… выдолбил… во-он через то отверстие, сверху вниз… весь этот храм… Кто ОН? Имени нет и быть не может, хотя он был один. Бог в этом безымянном человеке вынул лишний камень из скалы, и остался храм. То был верующий человек, верующий как Бог. Ничто, кроме веры, не способно создать такое. Неверующий не мог бы, и фанатик сломался бы. Чудо человеческой веры вот что Гехард....Храм уже был в этой скале, надо было только выдохнуть оттуда камень… “
Удивительно, но мы оказались здесь одни. Это, несомненно, усилило впечатление.
В храме прекрасная акустика. Звук каждого сказанного слова многократно усиливался. Шутить и балагурить здесь не хотелось. У самого пола в полумраке я увидела дыру, через которую были видны нижние залы церкви. Рассмотрев их, мы поняли, что там не были.
Мы вышли на свет, опять пройдя по арке, и спустились ко входу церкви. Теперь нужно не спеша обойти всю анфиладу её залов, ничего не пропуская.
Все эти чудеса вырублены в скале! От львов и орла с агнцем невозможно отвести глаз. В левом верхнем углу фото видна дырка, через которую мы рассматривали этот зал.
Впечатление от посещения монастыря Гегард было самым сильным в нашем путешествии.
Мы уже хотели спускаться к машине, когда увидели ещё одну тропу. Древняя обитель продолжала открывать нам свои тайны. Поднявшись, полюбовались церковью сверху.
Было уже 7 часов вечера, когда мы пустились в обратный путь.
Решили проехать по дороге мимо Азатского водохранилища. Дорога хорошая, виды с неё открывались прекрасные.
В доме у поворота на просёлок к водохранилищу мы купили вкуснейшей черешни. (Точка J на карте).
И стоила она всего 500 драм (около 100 рублей) за таз. К воде мы доехали по разбитому просёлку. Вокруг озера стояли рыбаки, многие приехали сюда пожарить шашлыки.
Налюбовались видами, мы вернулись на дорогу. Почти сразу начался серпантин. Перед нами поднимался старый автобус, полный детишек.
Они радостно махали нам руками. Ещё один виток по серпантину и перед нами неожиданно вырос Арарат! Мы прямо закричали от неожиданности.
Облако лишь немного закрывало снежную макушку. Наконец-то мы видим Арарат! Свернули с дороги, чтобы спокойно им полюбоваться.
Мимо нас проехал автобус с детишками.
Дальше ехали прямо в сторону горы. Она всё время стояла перед нами такая огромная!
Счастливые, после такого замечательного дня, мы вернулись в Ереван. Поставили машину во дворе отеля и пошли перекусить в “Туманян хинкали”. (Коричневый маркер, улица Туманяна). Место уютное, со столиками на улице, хинкали очень вкусные, но домашнее вино было кислым. Мы даже не стали его пить. К тому же, принесли его, когда мы уже съели закуски и доедали хинкали. Никак не могли допроситься официанта сделать это побыстрее. Странно.
Срочно пошли в “In Vino”. В субботу вечером там было полно народа. Но официант нас узнал, что очень приятно, и нашёл нам место в уголке зала. Мы сразу заказали розовое вино “6100”. Сидели, вспоминали сегодняшнее путешествие, робко прочитали новости… Полёты не отменены, аэропорты открыты. Хорошо, что мы не поддались панике.
25 июня
Район Конд, мемориал Цицернакаберд, Дом-музей Мартироса Сарьяна, рынок Гум, монастырь Хор Вирап.
Сегодня по Еревану мы решили передвигаться на нашей машине. Нужно было увидеть всё, что не успели.
Сначала остановились на улице Пароняна. (Точка В на карте).
Над нами на скале оказалась церковь Сурб Ованес Мкртич (Святого Иоанна Крестителя). Но прежде чем подняться к ней, мы подошли к ограде в виде ленты.
Этот забор настолько необычен, что попал на обложку книги об архитектуре.
Даже бетонный забор может быть выполнен стильно.
Мы поднялись к церкви, рассмотрели узоры хачкаров.
Решили опять заглянуть в район Конд. (Зелёный маркер на карте). Стены домов здесь раскрашены граффити.
Рядом с домами жители оборудовали места для посиделок.
Старые каменные домики подпирают новостройки.
На узких улочках играла детвора, жители занимались своими делами.
Мы свернули в переулок и остолбенели. Перед нами стоял Арарат во всей своей красе.
Не хотелось уходить. Мы долго смотрели на это чудо. (Коричневый маркер). Забавно, что для местных жителей вид этот стал повседневным и обыденным. Они предпочитали с интересом разглядывать нас.
Мы вернулись к машине и переехали к мемориалу жертвам геноцида армян в Османской империи. Тут навигатор устроил нам сюрприз. Проложив маршрут мимо маленького рынка и старого стадиона, он привёл нас к парковке на краю Разданского ущелья. (Точка С на карте).
Мы поднимались к мемориалу по крутой дороге лишённой деревьев. Было жарко, идти было тяжело, и дорога эта не показалась нам торжественной. Взошли на площадку к обелиску.
Вечный огонь напоминает о страшной трагедии армянского народа. Его прикрывают базальтовые плиты, как бы склонившиеся над пламенем.
В 1915 году тысячи армян были зверски убиты или депортированы. Те кто выжил, умирали от голода и болезней. Страшная трагедия продолжалась несколько лет.
Мы прошли мимо расколотого обелиска, и стоя на смотровой площадке, поняли, что навигатор привёл нас не к главному входу мемориала. Вот ведь! Главная парковка находится совсем рядом с музеем. Рядом растёт тенистый парк.
Ну что же делать? Навигатор добавляет нам приключений. Если бы не его ошибка, мы никогда бы не узнали о существовании рынка возле ущелья. Решили зайти туда. (Рядом с фиолетовым маркером). Бодро спустились к машине и уже через минуту покупали сухофрукты у пожилого продавца.
Мы взяли сушёных персиков, груш, абрикосов, инжира, хурмы, изюма, слив. Всё попробовали, всё нам очень понравилось. Потом купили свежих персиков и пошли к фонтанчику их мыть. А у фонтанчика стоит памятник целой футбольной команде клуба “Арарат-73”. (Фиолетовый маркер).
Именно здесь на стадионе “Раздан” команда одержала свои победы и стала обладателем Кубка СССР в 1973 году. Замечательный памятник, и как же мы благодарны нашему навигатору!
Довольные, мы поехали в Дом-музей Мартироса Сарьяна. (Билет стоит 1500 драм. Точка D на карте).
Мы видели яркие, полные солнца пейзажи художника в Третьяковке и теперь хотелось продолжить знакомство с его творчеством.
Сарьян родился и учился живописи в России. В 1921 году он переехал в Ереван и с тех пор писал любимую Армению.
Даже во время командировки в Париж Сарьян создавал полюбившиеся горные пейзажи.
Портрет репрессированного поэта Егише Чаренца сотрудники музея 20 лет прятали за шкафом, опасаясь, что его уничтожат. Только во времена хрущёвской оттепели картина снова увидела свет.
Портрет Анны Ахматовой Сарьян написал в 1946 году, когда поэтессу исключили из “Союза писателей”, обвинили в безыдейности и упадничестве. Тогда с Ахматовой боялись даже здороваться, а Туманян предложил ей позировать в его московской мастерской. Сарьян изобразил не сломленную, мужественную женщину.
Дом из розового туфа спроектировал для художника Александр Таманян. Тот самый, кто создал генеральный план строительства Еревана. Здесь Сарьян жил вместе со своей семьёй до самой смерти. В этом гостеприимном доме побывали все знаменитости Советского Союза. Уже в 1967 году к дому пристроили музей. Побывал здесь и молодой тогда писатель Андрей Битов. Он рассказал, что Мартирос Сергеевич предпочитал свой старый флигелёк и часто там пропадал. Возле дома раскинулся уютный сад, но вход туда закрыт. Так что, пройдя по залам музея, мы вышли на улицу как раз напротив любимого “In Vino”. Зашли туда, чтобы выпить кофе и заказать столик на вечер.
В окно хорошо виден дом-музей с золотыми буквами подписи художника.
Пора было ехать на рынок ГУМ. По дороге промчались мимо модернистского здания бывшего кинотеатра Россия. Два его зала образуют две части строения. (Точка Е на карте, фото взяла в интернете).
На рынке народа было мало. Мы решительно прошли к прилавку с сухофруктами.
Купили шаров с орехами внутри, чурчхелу (шароц) и, конечно, суджук. Килограмм 10 получилось!(Точка F на карте).
Все дела мы переделали, теперь можно было ехать в монастырь Хор Вирап. (Точка Н на карте). Всё время поездки Арарат был перед нами.
Как только свернули с трассы, в местечке Покр Веди остановились, чтобы сфотографировать гнёзда аистов. (Точка G на карте). Они поселились вдоль всей улицы.
Сразу за деревней появились очертания монастыря. Прямо на фоне горы.
Мы зашли в поле, чтобы полюбоваться этой красотой.
С другой стороны от нас лежали поля и разноцветные горы с полотен Сарьяна.
Мы подъехали к монастырю и по раскалённой от солнца дороге поднялись к его стенам. Укрыться от жары здесь можно только в тени церкви.
“Хор Вирап” значит “глубокая темница”. Здесь в подземном колодце 13 лет томился Святой Григорий Просветитель. Языческий царь Армении Трдат III приказал заточить Григория за проповедь христианства. В 301 году царь узнал, что узник ещё жив, приказал его освободить и, поражённый духовной силой Григория, принял христианство. Армения стала первой в мире христианской страной.
В церкви шёл обряд венчания, и мы сначала прошли на смотровую площадку на стене обители. Арарат совсем близко. Кажется, если бы не облака, мы смогли бы ноев ковчег увидеть.
Вот как писал об этой горе Мандельштам: “Мне удалось наблюдать служение облаков Арарату. Тут было нисходящее и восходящее движение сливок, когда они вваливаются в стакан румяного чая и расходятся в нем кучевыми клубнями.“Где-то совсем рядом проходит граница с Турцией. Поднялись на каменный холм, чтобы увидеть обитель сверху.
И опять любовались полосатой, разноцветной долиной.
Мы спустились к часовне, которая стоит над подземельем, где был заточён Григорий Просветитель. Увидели, как прихожане монеткой скребут стены, даже бороздки остались и монетки в них.
На счастье, наверное. В углу часовни из-под земли стали появлялись люди. Они поднимались по лестнице из того самого подземного каменного мешка, где 700 лет назад томился святой. Мы заглянули в провал и не увидели дна. На лестнице появился ещё один человек. Видно, что подъём даётся нелегко даже молодёжи. Не спеша мы начали спускаться.
Здесь под землёй стоит полная тишина. Висит икона, на стене крест. Страшно подумать, что здесь держали людей! Какая же сила воли и духа нужна, чтобы выжить в таких условиях?!
Вернувшись во дворик отеля, мы отдали ключи от авто Армену. Он любезно предложил нам передать машину хозяину без нашего участия.
Поужинать решили в Ереване в ресторане “Лаваш”. Всё на той же улице Туманяна. (Чёрный маркер). Место это довольно дорогое, но в последний вечер хотелось ни в чём себе не отказывать. Готовят здесь очень вкусно, творчески. После такого насыщенного событиями дня мы сильно проголодались и чего только не набрали. И закусок, и суп, и горячее)) Когда мне на сковороде вынесли зажаренную тава кюфту, я подумала, что этот огромный кусок мяса мне никогда не осилить.
На вид он показался мне жёстким. Но оказалось, это нежное мясное суфле. Взбивая в него ещё и коньяк добавляют)) Девушка, которая обслуживала нас, рассказала, что вкуснее кюфты, которую готовит её бабушка, в мире нет)) Она посоветовала нам прекрасное вино под наши блюда. Как же мы объелись! Хотели уже уходить, но тут увидели, как за соседний столик принесли десерт. Огромный слоёный пирог. Это гата.
Мы пробовали её в кафе, но там она нам не понравилась. Здесь гата выглядела совершенно иначе. Заказали кофе, и от гигантского пирога нам отрезали кусочек. Красиво и очень вкусно!
Увидев счёт, мы ойкнули)) Но еда была отменной, обслуживание – душевным, быстрым, радушным, подача – великолепной, так что мы остались довольны.
Теперь просто необходимо было прогуляться.
Пошли мимо замечательного памятника Арно Бабаджаняну к Политехническому университету. (Точка I на карте). Это ещё одно здание советского модернизма с окнами необычной формы.
На барельефах изображена молодёжь и её преподы.
Мы подошли к музею с названием Матенадаран. (Точка J на карте). Это хранилище древних книг и рукописей.
И опять Андрей Битов: “…издалека виден Матенадаран, ничто не заслоняет его, и в стороны ему просторно, и за ним уже ничего не толчется — дальше горы. И он спадает с этих гор таким строгим гранитным отвесом, как водопад, а ниже, куда он спадает, пенятся лестницы… Когда ставишь ногу на первую ступень, уже испытываешь трепет, а по мере подъёма, когда на тебя надвигается отвес Матенадарана…трепет этот должен переходить в холодок в спине. И когда, приближаясь, ты все уменьшаешься, уменьшаешься, а над тобой все растёт и растёт здание, это, по-видимому, символизирует величие и огромность человеческой культуры и твою затерянность в ней.”
Мы обязательно побываем в музее, когда вернёмся в Ереван. А сейчас любуемся сумерками. Нежным розовым закатом.
Странно, что здесь так мало людей.
По скверам и паркам, мимо “Каскада” мы шли в сторону любимого “In Vino”, уже не пользуюсь картой. Старались выбирать улочки, на которых ещё не бывали.
В баре сидели за столиком на улице, и казалось, что мы живём в Армении уже месяц, а не три дня. Возвращаясь в отель мы зашли во дворик церкви Сурб Зоравор, откуда начали своё путешествие по Еревану.
26 июня
Утром мы собрали вещи, равномерно распределив по сумкам сухофрукты. Прибыли в аэропорт, где я сделала ещё один снимок старого терминала.
Зал аэропорта украшает фреска Минаса Аветисяна, которая уцелела во время землетрясения в Гюмри и была перевезена сюда.
А дальше были самолёт, перелёт, такси, дом. И вечерние посиделки с армянским вином.
В своём отчёте, кроме своих, я использовала фотографии Димы, а то что мы оба пропустили, нашла в интернете.
Желаю вам мира и новых путешествий!