Вообще, за прошедшие 4 года Армении мне показалась более грустной и несчастной что ли. Думаю, что это связано в первую очередь с последним конфликтом в Нагорном Карабахе. По всей стране на стенах появились граффити с погибшими солдатами, в разговорах с местными стало звучать много негативных ноток, как по отношению к своему правительству и текущей ситуации в стране, так и, естественно, к нашему правительству. Еще показалось, что стало больше нищих, больше стариков на улице просящих милостыню. Ну как-то так. Впрочем, возможно, что это связано еще и с тем, что мы в этот раз проехались по северу и по более бедным районам страны.
Итак,
Петроглифы и Вишапы Гегамских гор
Петроглифы в Армении я хотела посмотреть еще в первый заезд, планировалась гора Ухтасар, но тогда мы туда не попали из-за все еще не стаявшего снега. А теперь туда уже не попасть из-за того, что там теперь проходит граница с Азербайджаном. Тем не менее, нашлась доступная замена - петроглифы, находящиеся недалеко от монастыря Гегард, около Гегамского хребта.
Здесь также находятся вишапакары (камни-драконы)- каменные стелы, на которых вырезаны изображения животных. А точнее изображения быков.
Петроглифы около Гегамского горного хребта относятся к 6-8 тысячилетию. Не сказать, чтобы сильно интересные, но зато их много. В основном это сцены охоты, козлики-олени-собачки-люди.
Петроглифом много - так что ползай себе и ползай по камням. Единственная проблема, что ничего нигде не подписано, поэтому нужен либо гид, который будет тыкать пальцем, либо придется потратить время.
Гора Аждаак
Гегамский горный хребет расположен к западу от озера Севан. Самая высокая вершина - Большой Аждаак (3600 м). Тут же находятся озера: Акна, Ванки, Вишапалич и др.
Вот собственно на гору Аждаак мы заползли. Нужно отметить, что достаточно далеко мы заехали на машине, а вот настоящие туристы топают на верх с самого низа. Что важно знать про этот подъём: очень сильный и холодный ветер и одновременно очень обжигающее солнце. Однозначно порекомендовала бы обувь с хорошей подошвой, так как приходится на некоторых участках прыгать с камня на камня, которые сильно шатаются. Но в целом, все доступно, если идти не прямо наверх, а зигзагами. Примерно 1,5 часа наверх и столько же обратно вышло.
Вообще Аждаак - это потухший в вулкан, в кратере которого находится безымянное озеро, собственно ради которого сюда все тащутся. А в хорошую погоду (как у нас) на заднем плане видно Севан.
Севан
Но не та сторона Севана, куда все ездят из Еревана, чтобы посмотреть монастырь Севанаванк, а другая. Значительно более красивая на мой взгляд.
Окрестности Дилижана
Монастырь Матосаванк - VIII век
Комплекс включает церковь, притвор и книгохранилище, все постройки примыкают друг к другу. Основное здание – церковь, датируется 1205 годом, о чем говорит надпись на фасадной части строения. Все довольно разрушенное, но зеленое и красивое.
Монастырь Джухтак - XII-XIII вв.
Монастырь Джухтак, состоит из 2х церквей, по легенде построенных в одно время двумя братья, в процессе, естественно один убил другого. Ближайшая - церковь Св. Григория Просветителя не имеет купола, зато есть красивая резьба. Есть версия, что купола и не было, кстати.
Вторая церковь - Святой Богородицы, с куполом, поэтому внутри темно и скучно. И резьбы значительно меньше.
Фиолетово
Фиолетово - последняя из сохранившихся деревень русских старообрядцев, выселенных сюда аж при Екатерине II. Как можно догадаться по внешнему виду деревни, основной промысел - это сельское хозяйство, а именно выращивание капусты и картошки. Рядом есть еще село Лермонтово, но там старообрядцев уже практически не осталось. А вот в Фиолетово, за исключением 1 семьи - все родом из России.
Очень любопытное кладбище, точнее памятники в виде почтовых ящиков. На самом деле внутри написаны имя и дата смерти, а дверца, чтобы дольше все сохранялось.
Если есть желание, то в деревне есть семья принимающая туристов, вполне можно посетить и пообщаться. За небольшую плату вас накормят пирожками, напоят из самовара, времен царской России, ответят на интересующие вопросы. Хотя, откровенно говоря, никаких особых откровений лучше не ждать. Обычная семья, дети в основном все переехали в Россию и обратно не стремятся. Особого религиозного задвига также не заметила.
Водопад Трчкан - 22,5 метров. Очень миленький и, слава богу, не требует корячиться куда-то сильно высоко, долго и нудно. Вокруг отдыхают армянские семьи, о чем свидетельствуют горы мусора. Вообще мусора везде очень и очень много, практически около каждой церкви, или какой-то природной достопримечательности, или просто в красивом виде оборудованы зоны для пикника (столы, лавки, туалет и тд.). И вот там вокруг можно увидеть все виды пластика и салфеток в огромном количестве.
Гюмри
Наш гид сказал, что Гюмри - это что-то типа того же, что Санкт-Петербург в России, этакая культурная столица, откуда родом большое количество известных армян, а не только Фрунзик Мкртчан. Наверное, так оно и есть, только нам эти имена уже ни о чем не говорят.
Гюмри оказался очень симпатичным, по крайней мере его исторический центр, граффити, реставрированные улочки и домики, вполне себе аутентичные домики.
Церковь Святой Богородицы или "Семь ран" - главная церковь города, была построена в 1886 году на месте часовни XVII века. Во время землетрясения 1988 года церковь не сильно пострадала, только упало 2 купала, тут же и лежат до сих пор. За счёт чёрного туфа выглядит собор очень загадочно.
Расстрелянный крест - жертва репрессий.
В соборе хранится икона «Семь скорбей Святой Богородицы». Вроде бы как она была написана в 34 году непосредственно с Девы Марии на овечьей шкуре непосредственно учеником Христа - Лукой, но что-то как-то сомнительно.
Напротив расположена Церковь Святого Спасителя 1872 года, все ещё в ремонте после землетрясения. Рядом памятник его жертвам и также остатки купала.
Вроде бы и ничего этакого, но красивый.
Другая шикарная достопримечательность Гюмри - парикмахерская, которая была открыта в начале 40х годов. То есть ей уже 80 лет - все тоже и также. Будете проходить мимо - смело зайдите, вам все покажут и гнать не будут.
Ещё достопримечательности Гюмри: памятник Мать Армения и Чёрная крепость.
Мать Армения был воздвигнута в 1975 году, причём с одного ракурса это Мать, а с другого - Дракон, который смотрит в сторону Турляндии. Очень смелое изображение, конечно.
Только почему-то "вечный" огонь не горит, и вызывает сомнение торчащая рука, так и кажется, что не хватает какого-то жеста.
Чёрная крепость (из чёрного базальта) - построена была российскими войсками в период русско-турецкой войны, впоследствии передана Армении. Внутри до сих пор не отреставрировано, соответственно во внутрь на официальных началах не попасть.
Холм чести - воинское кладбище с часовней в память о русских офицерах, погибших в русско-турецких войнах. Ну так себе, можно не останавливаться.
Степанаванский дендропарк, или Дендропарк «Сосняки»
Это дендропарк около города Степанаван и деревни Гюлагарак. Ну только если заехать по пути - делать там особо нечего, смотреть тоже. Ну или надо очень любить всякие пестики-тычинки.
Кстати, армянские коровки - с пушистыми ушками.
Сам по себе город Степанаван - это совершенно ничего особенного, делать там нечего. Но ночевать же где-то нужно.
Лорийская крепость
Лорийская крепость была основана в X веке, в XIII веке он была разрушена татаро-монголами, после чего начался её упадок. На территории на сегодняшний день сохранились "здания" церкви, бани и несколько хачкаров.
Баня
Церковь
Алаверди и окрестности
Дебедское ущелье, внизу - Алаверди, бывший крупный центр медно-химической промышленности. Вообще Алаверди был известен еще с 3-2 вв до н.э, как крепость с поселением. Сейчас город - вымирает, как я поняла, так как почти все промышленные предприятия встали. Зато в округе сохранились очень крутые монастыри и остатки крепостных сооружений. Наверное, для любителей промышленного туризма, а особенно заброшенных производств, тут можно найти много интересного, но мы останавливаться не стали.
Одзун
Одзунский монастырь - первоначальное время постройки относят аж к VI-VII вв, но точная дата неизвестна. Кусок фресок внутри уже явно более позднего периода. Рядом находится непонятное сооружение со стелами, украшенными барельефами. Вроде бы это все-таки общее захоронение.
Розовый-прерозовый, но все портит, как и во всех монастырях, что мы видели, манера вставлять вполне себе современные двери и окна.
Монастырь Ахатала
Монастырь-крепость Ахтала: X век, смешение армянского и грузинского архитектурных стилей. Долгое время это была собственность грузинского Католикосата, так как владелец перешёл в эту веру, но в XIX веке монастырь был передан греческой православной церкви по указу Александра I.
Очень много симпатичностей: остатки крепостных стен, трапезной и подвальных помещений. Надписи на стенах 200-летней давности, надгробья тоже интересные. Вообще, при подъезде кажется, что это крепость, а не церковный комплекс
Современное сооружение для брачующихся, видимо, змея - как символ будущей жены, а скорпион-мужа.
Фрески: библейские сюжеты и жития грузинских святых. Роспись в основном начала XIII века. Не сохранилось только лицо Богородицы в алтарной апсиде, причём по легенде пострадало оно во время нашествия Тамерлана.
Очень роскошный монастырь на мой взгляд.
Пещерно-крепостной комплекс Зарни-Парни, был построен примерно в X веке. Сейчас его частично восстановили в очень сильно коммерческом стиле, добавив всякую музейную утварь и деревянные балконы с перилами, и, конечно, ресторан рядом. Но все равно посмотреть можно.
Напротив - заброшенная крепость Каянберд, XIII век, добираться только ползком по тайным тропам.
В предместье Алаверди есть 2 монастыря, как "неразделенная двойка", оба строились в одно время, оба в реестре ЮНЕСКО. Они как бы смотрят друг на друга с 2х сторон каньона реки Дебед.
Первый - это монастырь Санаин.
Сохранившиеся постройки относятся к X веку. Из примечательного - при монастыре была организована академия, по типу средневекового академгородка.
Очень трогательные надписи попадаются, даже интересно: это человек в 1944 уходит на войну, или напротив вернулся:
Еще в монастыре было большое книгохранилище, посмотреть на которое можно через замочную скважину. Очень интересные надгробья и резные кресты в виде декора.
Второй монастырь - Ахпат (мне зашёл больше), также относится к X веку. В алтаре сохранились фрагменты росписи начала XIII века с надписями на армянском и грузинском. Тут же хранится крест с очередным фрагментов исторического креста.
Очень симпатичная усыпальница рода Уканянц, украшенная хачкарами.
В Ахпате хранится очень крутой хачкар с изображением Христа в виде льва Бонифация, таких хачкаров сохранилось очень мало (не в смысле Бонифация, а где бы вообще были какие-то антропоморфные изображения), в частности в монастыре на Севане (видели) и тут.
Также в наличие книгохранилище (кувшины в полу, в которые прятали книги в случае чего), трапезная и ещё пара построек.
И звонница. Очень крутая звонница, стоящая отдельно, что редкость для армянских монастырей.
В Ахпате местные и туристы развлекаются попытками пройти по узкому парапету вдоль церкви. Для этого нужно максимально плотно прижаться к стене и цепляться пальцами за выбоины. Ну, прямо скажем, развлечения для обладателей небольшой груди.
Иджеван и окрестности
Сам город особо интереса не представляет. Но можно побродить по окрестным горам-каньонам. И, если повезет, то можно увидеть Иджеванский горный хребет и залезть в пещеру. Но мы попали в дождь, из-за чего стоял туман, земля везде "раскисла" и ползать по горам возможности особой не было.
Тавушская область
В Тавушской области у нас был заъезд по труднодоступным монастырям, куда можно либо на внедорожник, либо только пешочком попасть. Кстати, во время поездки действительно попадались большие пешие группы.
Монастырь Макараванк XII-XIII вв.
Совершенно непонятно, почему этот монастырь не находится в реестре Юнеско. Красивый до невозможности. Гид рассказал, что даже в советское время на реставрацию выделялись деньги, ибо все признавали, что монастырь великолепный.
Комплекс состоит из 3-х церквей, притвора, часовни и ещё пары строений.
Церкви построены из темно-розового андезита и красного туфа, пристройки - из зеленоватых камней.
Лютстра, правда, подвела.
Но невероятно прелестная резьба.
Монастырский комплекс Срвех, XIII век. Мало, что сохранилось, но очень примечательная кладка и какие-то явно исламские мотивы.
Монастырь Кирантс - начало XIII века. Отличается еще более явными восточными мотивами, в частности в наличием зелёной мозаики и арок, схожие с теми, что есть в мечетях.
В монастыре чуть видны фрески, местами (совсем местами) реставрированные, но, в основном, щедро зарисованные современными писульками. Вообще, как-то в этот раз очень обратила внимание, что на мусор, что на каракули на памятниках, почему-то в первый приезд мне это так в глаза не бросалось. Причем, это все местные развлекаются, сложно списать на туристов надписи на армянском.
Ещё в наличие гигантская трапезная. Очень и очень крутая: высоченные стены, мощные перекрытия, много пространства.
Совсем лесной (заросший и малодоступный) монастырь Дехдзут. Основная церковь - XIII век. Очень геометрично-лаконичная.
Рядом находится более старая церковь, предположительно VII - VIII вв. Ну такая, по остаточному принципу.
Для понимания: дороги там вокруг очень и очень и не очень.
Зато виды бесподобны. В хорошую погоду отсюда видно весь кавказский хребет, включая Эльбрус и Казбек.
Ну и 2 монастыря недалеко от Еревана, напоследок.
Очередной монастырь X-XIII вв: Техеняц. Традиционно сохранился притвора, здание церкви и остатки трапезной.
И финальный монастырь - Негуц. Что 4 года назад он был последним по программе, правда ночью, когда фиг, что увидеть, что сейчас. Зато теперь видно офигенного котика над дверью. Как обычно - X-XI вв.
Кстати, еще добрались до горячих источников около Еревана в селе Арзакан. Не очень, чтобы эффектно, вода приятная, вы покупаете время на сеанс, то есть кроме вас никого не будет. Стены есть, крыши нет.
Ну и красота вокруг.
В общем, если вы посмотрели все из обязательной программы, то еще не все потеряно :) Даже в такой небольшой стране, как Армения, можно найти что-то недосмотренное.