В начале сентября мы сделали небольшой 2-х недельный автопробег по Балканам, посетив Румынию, Сербию, Македонию, Черногорию, Албанию. Это была наша первая поездка на юга, до этого мы "специализировались" в основном на Скандинавии. Но захотелось моря и тепла)
В данном разделе хочу остановиться только по Албании, так как все остальные страны в общем то хорошо уже всеми изучены, а наши свеженькие впечатления об Албании, возможно, кому то пригодятся. Хочу сказать, что наш маршрут был полностью расписан и заранее забронирован без Албании, но случайно посетив данную ветку форума, мы пришли к выводу, что быть рядом с этой страной ( в Черногории у нас были апартаменты в Utjehe, что совсем близко от албанской границы), и не воспользоваться этим - было бы глупо. Да и виза не нужна. Поскольку менять брони мы могли только до Черногории, решили немного подвинуть Румынию и увеличить пробеги по Сербии, там самым выкроив себе необходимые дни в пределах румынской визы.
Ехали мы через Северин-Ниш-Куманово-Скопье-Охрид. Весь этот путь мы проделали за один день, что в целом было ненапряжно, если бы не жара ( мы специально выбирали сентябрь, чтобы не было жарко, но в итоге попали на жарищу за +35 ) и не ремонт дороги под Вране и до самой македонской границы. Дорога там перегружена, плюс идут ремонтные работы, поэтому быстрое продвижение несколько затруднено. Границу с Македонией прошли к счастью быстро, ни сербы, ни македонцы печати не ставили. Пока доехали до Скопье и окрестностей выбросили кучу монет по 1 евро на плату за автобан (который кстати был даже не огорожен), причем остановки на pay toll были практически через каждые 10-20 км, только разогнался - опять стоп, не скажу, что эта система очень нам понравилась, ну да спасибо и на этом. К Охриду подобрались к вечеру, поселились, вечером прогулялись по набережной, а рано утром выдвинулись на Поградец. Таможню проходили низом, в районе Tushemisht, было пусто, кроме нас только один автобус. Печати ставили и те, и те. На таможне у нас произошел казус, мы везли еще из дому канистру с дизелем на 10 литров ( на всякий случай ), албанцы ею заинтересовались и спросили, что это. Чтобы долго не объяснять, мы ответили, что дизель с Македонии, на что албанец сказал, что это запрещено, никакого дизеля из Македонии ( вероятно, потому что там он дешевле чем в Албании, 49 денар или 0.80 евро), но мы сделали очень грустные лица и он махнул рукой, пропустив нас.
Спустились в Поградец, там совсем другая картина. В отличии от каменистого берега со стороны Македонии, тут песочек и пляжи. Лебеди плавают.
Было еще раннее утро, какой то албанец вычесывал пляж от мусора, мимо проехал товарищ на повозке с осликом. В Поградце были обнаружены отели с притензией, кучки отдыхающих, только открывающиеся кафе. Место в целом довольно симпатичное, можно было бы остановиться на денек, но впереди у нас была довольно тяжелая ( как мы предполагали) дорога на Саранду. Еще дома мы прочитали отчет ( на другом форуме) человека, как он намучался в горах по дороге на Elbasan, поэтому решили ехать маршрутом "полегче" через Korce-Leskovik-Permet-Gjirokaster, а там через перевал уже и Саранда. Да и хотелось посмотреть горы в тех краях.
Маршрут оказался сложным. Сразу за Поградцем большой серпантин, откуда открывается красивый вид на озеро.
Дороги местами среднего качества, бывают ямы ( но редко, на шпильках например). Пару раз видели целое сползшее полотно асфальта в обрыв. Отбойников мало, нет или они не очень убедительны. Машин тоже мало, ну оно и к лучшему, так как ширина дороги местами была недостаточной для проезда двух без напряга.
За Поградцем было несколько участков проезда по отсеву, так как идет строительство новой дороги, албанцы рубятся среди гор, я думаю, через пару лет там будет отличная трасса на Поградец.
Практически вся дорога - это подъемы на очень высокие точки, проезд по ребру , спуск в долину, там несколько километров прострела по долине, затем опять подъем. Ситуацию усугубляла еще нарастающая жара - к 12 утра на термометре машины показывало уже +35. Но если оторваться мыслями от всех этих моментов - то дорога безусловно стоит того, чтобы по ней проехать - местами виды открывались просто великолепные.
За Leskovik есть два варианта пути - на греческую границу ( большая петля), или перешеек через горы (меньшая петля) и далее на Permet. Мы выбрали конечно меньшую и полезли в горы, там новый серпантин, местами лежали осыпавшиесся глыбы и камни, но высоты и виды конечно впечатляющие, хотя немного фото портила слишком сильная дымка атмосферы.
Ехали мы там в одиночестве. Температура поднялась до +37. Выскочив на трассу, увидели кибитку, нам на встречу выбежал паренек со словами Water, icecream, coffee, но было так жарко, что никакого кофе не хотелось, только пить. Собственно далее до Permet был объезд горного массива, который в принципе напрямую никак не проедешь, но я надеюсь, что им дадут деньги на строительство тоннеля, это значительно сократит время доезда на побережье из Поградца. Иного способа, кроме тоннеля, я там не вижу, слишком высокая и отвесная гряда. Но зато как было бы удобно)
Гдето в районе Permet, выскочив из бесконечных раскаленных гор, перед нами раскрывается лазурная река Vjosa, она течет среди белых обожженых солнцем камней в каньоне, как освежающий глоток воздуха среди плавящей жары, единственная не высохшая река вокруг, потому что до этого нам попадались только пересохшие русла.
Пока ехали по долине и перешейку на Гирокастру, температура поднялась до +39. Было так жарко, что бедные овечки стояли в тени редких деревьей, сбивший в кучу, а местные албанцы сидели под навесами и пили свой бесконечный кофе.
В месте соединения нашей трассы и SH4 c Тепелены, под склоном обнаружили настоящий массовый водопой из местных албанцев и туристов - небольшой водопад прямо у дороги, в тени, местная достопримечательность. Там же готовили закуски, продавали воду, кофе, какието поделки.
До самой Саранды надо преодолеть еще один перевал, довольно крутой, но короткий, с которого открывается отличный вид на долину Vjosa и тот самый непроездной хребет, изза которого мы плетемся 290 км уже целый день. Спуск среди деревьев, к тому же температура начинает немного падать. По пути на Саранду есть еще одна вероятно известная каждому посетителю Албании достопримечательность - озеро с прозрачной изумрудной водой Syri i Kaltër (Blue Eye), которое питается от источника, бьющего из дыры глубиной 50 м. Пропустить его сложно, стоит указатель на дорогу из отсева, плата за проезд 2 евро или в леках, евро принимают, сдачу тоже могут дать в евро или в леках, как вы попросите. Охранник сносно понимает английский.
Само озеро находитья в тени деревьев, ледяная вода очень освежает после жары, тут же есть ресторанчики, без проблем пустят в туалет, даже если вы ничего не закажете, стоит кибитка с сувенирами. Местные прыгают с помоста в дырку. Вода действительно абсолютно прозрачная, и холодная. Хорошо умыться и просто побродить в ней, чтобы охладиться немного.
После озера покатили дальше на Саранду. Буквально через 10 км нам начали мигать встречные албанцы, что впереди полиция, мы сбросили скорость, за углом действительно стояла полиция, сначала махнул нам жезлом, но потом увидел, что мы туристы, и отпустил, мы даже не поняли, чего он от нас хотел, но выяснять, ясное дело, не стали.