1. Вот таким перед нами предстал Загреб. Загреб - это столица Хорватии (Хорватия - это бывшая часть Югославии). Гораздо теплее, гораздо зеленее и, несмотря на тучи на фотографии, гораздо солнечнее средней полосы России У нас был рейс Казань-Москва-Загреб. От Казани до Москвы час пятнадцать, до Загреба - 3 часа. Стыковка короткая - что-то около двух часов. Вылет не очень удобный - пришлось разбудить детей в 3 часа ночи. И, кстати, мы чуть не проспали. Ильдар себе не мог этого простить аж до самого Ровиня Потом оплошность в виде неуслышанного будильника затерялась под ворохом первых впечатлений от Хорватии.
2. В аэропорту, получив багаж, мы оформили бумаги на забронированный автомобиль, и тут же забрали его с парковки. На сей раз мы не отличились особой преданностью Hertz, а выбрали рентовую контору Fleet, это местная хорватская компания, а вообще, пока нам оформляли документы, я успела разглядеть штук 15 вывесок различных компаний (Европа - она очень автомобильная), предлагающих автомобили напрокат. Так что, с этим там проблем никаких. Багажа у нас с собой было много - автомобильное кресло Марата (Паша по местным законам даже в бустере уже не нуждается), рюкзак для хайкинга, коляска-трость, чемодан, рюкзак и ручная кладь - рюкзачок Паши, мой рюкзак и сумка с ноутбуками. Автомобиль нам достался - дизельная шкода-октавия. Сразу признаюсь, за две недели я так ни разу и не села за руль Так что, к американскому списку из 15 автомобилей, которые мне довелось поводить, шкода-октавия никак не добавилась.
Марат проголодался. Учитывая ранний ночной подъем, дети вели себя на редкость хорошо. А Марат, услышав, что мы скоро полетим на самолете, не мог дождаться этого события - за две недели бегал и "рассказывал", как он скоро полетит. Так что, впечатлений перед морем было море.
3. Жили мы везде в апартаментах. Не в отелях. Апартаменты - это комнаты (или квартиры) в общем коттеджного типа домике. Подобным бизнесом (предоставление жилья для туристов) в Хорватии народ занимается в удовольствие и, как правило, после выхода на пенсию. Так получилось, что в каждых, забронированных апартаментах мы жили по двое суток, и только Загреб был поделен - сутки в начале пути и вторые сутки - по возвращению из автомобильного путешествия. Сейчас в Хорватии жуткий несезон, поэтому я по ходу буду отмечать плюсы и минусы несезонных поездок. В ноябре стоимость апартаментов была примерно 40-50 евро за ночь. Не могу представить, сколько это, например, в августе. Все апартаменты, которые Ильдар забронировал, имели очень высокий рейтинг на букинге. Это я к тому, что если пренебречь рейтингом, можно найти жилье подешевле. И везде - везде! - где мы ни останавливались, нас ждал очень радушный прием! Хорваты - очень дружелюбный народ. Да, это люди, работающие в сервисе, но чесслово, не могу вспомнить ни одного неприятного случая поведения или недоброго отношения со стороны местного населения. Хорваты - люди исключительно душевные!
3* Разместившись (перетащив чемоданы на 2й этаж), пошли гулять по городу. Разница с Казанью (Москвой) составляет три часа. Поэтому наш итак очень долгий день увеличился еще больше. До центра можно доехать на такси или на трамвае (или на машине, но проблема с парковкой плюс это дорого). Примечательно, что и трамвай, и такси для нас были в одной ценовой категории. Трамвай даже чуть подороже. Но мы просто обомлели, впервые увидев загребские трамваи, так что, даже речи не шло о такси. Правда, потом мы не смогли купить билеты, т.к. у нас еще не было мелочи, пришлось воспользоваться такси. На трамвае мы прокатались позже. Национальная валюта - куна. Куна крепче рубля примерно в 6 раз. Можно с небольшой погрешностью ориентироваться на китайские цены.
Паша и листик. Да здравствует снова Пашина желтая толстовка на фотографиях!
4. Ну вот - это нас такси привезло на центральный "тырг" (площадь) и мы озираемся в поисках еды. Не помню, чему так радуется Марат. Скорее всего, просто ощущению земли, а не постоянного покачивания.
5. Когда мы поедим, мы всегда добрые. Смотрю на эту фотографию и удивляюсь, что у нас с Пашей почти одно лицо
6. В первый вечер заказали что-то мясное. Поужинали на улице. У меня был гамбургер, точнее булка с домашними колбасками внутри. Не помню, как это все называется, но было вкусно. 168 кун за четверых (или за троих, но включая 4 напитка - детский сок и ожуйское пиво)
7. Прогуливаясь, забрели в парк. Что меня порадовало - наличие новых развлекательных штук для детей. Например, такие качели, которые представляют собой круглый сетчатый шезлонг. Удовольствие в том, что ты не сидишь, а лежишь в этих качелях. Именно поэтому, они были постоянно кем-то заняты. А единственные свободные мы встретили под дождем.
7* А еще там есть лошадки и прочие звери на пружине. Наш ребенок очень быстро сообразил, как ими пользоваться. В целом, город очень зеленый, местами напоминает Беркли - и погодой, и холмами, окружающими город, и буйнорастущей зеленью. Клены, буки, дубы - я просто тащусь от всех деревьев, которые хоть чуть-чуть отличаются от привычного тополя!
8. Возраст Загреба - более 900 лет. На фотографии - Загребский собор, или Кафедральный собор Вознесения Девы Марии. Внутри - очень красиво! Очень необычно. Эта поездка для меня во многом стала новой и познавательной. Если к Китаю и буддийским храмам я уже привыкла, то католические храмы для меня в диковинку. Удивляет и восхищает все - архитектура, внутреннее убранство, поведение людей внутри храма и т.д.
8* Строительство собора началось в 1093 году, однако в 1242 году здание было разрушено во время одного из набегов монголов (вот куда добрались!) В 1880 году храм серьёзно пострадал в результате сильного землетрясения — рухнул основной неф. Реставрацию собора поручили архитектору Герману Боллю. Ему удалось восстановить неоготический облик здания, а также воссоздать две башни высотой 105 м. В пресвитерии собора находится усыпальница кардинала Алоизие Степинаца (именно лежащий кардинал меня больше всего в этом посещении взволновал). В соборе к нам подошел мужчина, представился преподавателем истории, сказал, что его зовут Златко, спросил, откуда мы, выдал несколько знаний о Казани и показал нам на орган и немного рассказал о соборе. Понимать его было тяжело.
9. Площадь бана Йосипа Елачича. Центральная площадь Нижнего города. Здания на ней принадлежат к самым разнообразным архитектурным стилям: от классицизма и барокко до модерна.
9* В центре площади - конная статуя бана Елачича. Бан Елачич известен тем, что упразднил в Хорватии крепостное право. В общем, был человеком смелым и достойным того, чтобы дать свое имя площади.
10. А этот красавец - загребский трамвай. Он состоит примерно из 5 вагонов, т.е. выглядит гораздо длиннее всех доселе виденных мной трамваев. Прочитала интересный факт в Интернете: "7 июня 2007 года в Загребе прошёл парад трамваев. 70 вагонов проехали по улицам города, как змея, создав при этом транспортный коллапс. Подобные действия мэра Милана Бандича вызвали недовольство горожан."
11. А это фуникулер, полноценный транспорт Загреба. Он соединяет Верхний и Нижний город. Живо напомнил тот трамвайчик в Гонконге, что возит туристов на Пик Виктория (аа, я же про это в свое время не написала...)
12. Это все еще центр и вид со стороны площади бана Елачича. Многие дома площади имеют старинные фасады, требующие реставрации. Это является выгодным для компаний, использующих строительную сетку для размещения рекламных постеров. Этим двум домам на фотографии повезло, их не закрыли рекламными щитами. Нагулявшись по Загребу, мы вернулись в апартаменты работать и отдыхать. Темнеет в Хорватии рано - примерно в 5 вечера, поэтому и спать мы ложились рано, в 9 уже все посапывали. Такой режим сохранялся на протяжении всей поездки, спали мы по 10 часов, а то и больше!
13. Традиционный завтрак. В Хорватии очень много "пекарниц" и хлебобулочные изделия там просто на высшем уровне! Вот куда нужно согнать американцев и поучить печь хлеба ;) Две недели мы не отказывали себе в поедании всяких разных булок! Булка с мясом, например, называется бурек (видимо, слово - родственник чебурека), есть еще "колач", а мука называется brašno (созвучно украинскому борошно). Ильдар, как человек, выросший в семье лингвистов и я, как человек, мечтавший стать лингвистом, коротали вечера, разгадывая пути изменений слов "я-я" и "яйцо".
14. Хорватия - страна тоннелей. Каждый тоннель имеет название, а перед въездом еще указывается длина тоннеля. Если я не ошибаюсь, самый длинный, что мы проехали, составил 5769 м. И ощущение в нем не то, чтобы клаустрофобное, но неприятное. А иногда сильно пахнет выхлопными газами и кажется, что мы вот-вот взорвемся. В длинных тоннелях по бокам еще и большими цифрами написано, сколько метров вы проехали, и сколько еще впереди. Ну и дороги в Хорватии очень хорошие. Есть платные, а есть бесплатные. В целом, дороги выглядят пустынными, машин мало. На въезде на платный хайвей стоят будки, там нужно брать талончик, в нем указано название въезда (населенный пункт). На выезде в подобной же будке сидит человек, который собирает плату. Можно воспользоваться кредиткой. Один раз нам попалась автоматическая будка, которая проглотила нашу карту, а потом выплюнула, приведя в движение шлагбаум. Все автоматизировано Я думаю, платные дороги - это хорошо. И хорошо, что есть выбор - можно ехать-петлять не спеша, вдоль моря, а можно по-американски промчаться на круиз-контроле по хайвею - все в твоих руках)) Но такое количество понастроенных в Хорватии тоннелей надо чем-то окупить, поэтому.я не против. Точную стоимость я не скажу, наверно, ее можно уточнить в Интернете, но самые большие расстояния обходились нам примерно в 500 руб. Оплате также подлежит проезд по некоторым мостам и тоннелям, но мы таких не встречали.
15. Да, утром мы выехали в Ровинь. Это около 249 км. В Загребе, судя по всему, жутчайшие пробки бывают. Мы с утра успели немного постоять в городе, но ехали, к счастью, не в сторону центра. Пока стояли, Марат уснул. Мы заехали поесть булок в дорогу и выпить кофе, т.к. собрались неспеша, пока на письма по работе ответили, пока то да се, короче, выехали поздно и Маратов утренний сон прервали, так что эти 249 км дались нам не очень легко. Марат уже отвык от дальних поездок, поэтому не мог уснуть во второй раз и сидеть в кресле ему надоело. Спасались телефоном, перекусами, детскими наборами из самолета, рисованием и прочей развлекаловкой. И во время этого путешествия (не в Ровинь, а по Хорватии) Марата время от времени тошнило - не знаю, то ли неверное питание виной, то ли возраст такой наступил. Но несколько раз мне пришлось помучиться. Особенно на автомагистралях, где просто так у обочины не остановишься.
16. Дождик и хмурое небо были первые пару дней при въезде в Хорватию и пару дней на выезде. Основную часть нашего пребывания освещало яркое солнце.
17.
18. Ээээ, это какой-то городок на пути в Ровинь. Название не успела запомнить или записать. Есть подозрение, что это Риека
19. Да, поизучав таблички и знаки на фотографиях, я все больше склоняюсь к мысли, что это - Риека. Другой популярный среди туристов город Хорватии. Мы его осмотр, однако, в нашем путешествии не планировали. Риека — крупнейший хорватский порт, как грузовой, так и пассажирский.
20. А это Ровинь! И здесь мы увидели Адриатическое море. Вот оно, плещется у наших ног. Ровинь находится на западном побережье полуострова Истрия. С Ровиня началось наше знакомство со старыми городами Хорватии. Дальше по нашему маршруту, практически в каждом городе непременно будет stari grad - островки древних каменных построек среди прилепившихся с разных боков современных. Старый город Ровиня расположен на полуострове, похожем по форме на каплю, в центре которой находится кафедральный собор. В Ровине проживает многочисленная итальянская община, поэтому многие надписи дублируются на итальянском.
21. Основные достопримечательности города сосредоточены в его старой части. Богатая разнообразными памятниками романского стиля, она привлекательна для туристов. В архитектуре удачно сочетаются готика, ренессанс, барокко и неоклассицизм.
21* Три из семи городских ворот (Ворота на побережье, Ворота под стеной и Святые ворота) сохранили свою оригинальную форму.
22. Вооружившись зонтами, мы двинули в Старый город Ровиня. Машину оставили на набережной, долго разбирались с паркоматом. В путеводителе написано, что если вы найдете место на парковке на набережной, то вы - счастливчик. Стоит ли говорить, что места в дождь, в несезон было просто завались - хоть вдоль, хоть поперек паркуй машину . Плюсы несезона.
23. Павел мокрый
24. Выход к морю. Такая Венеция. Печально, но думаю, после Хорватии у меня будет преуменьшен восторг от Италии (ведь я надеюсь когда-нибудь побывать в Италии!)
25. Давно заметила, что Паша фотографирует меня гораздо лучше, чем муж. Так что, все гениальные кадры меня, красивой, из этой поездки сделаны, в основном, Пашей
26.
27.
28. А это минусы несезона - все закрыто. А на некоторых дверях и в витринах малооптимистичные надписи типа "закрыто до лета 2014". А еще и в дождь, да в сумерки... Ощущение полностью вымершего города. Кстати, отчасти так оно и есть - судя по всему, квартиры в старом городе (а они самые дорогие) выкупают богатые люди, которые приезжают туда лишь летом. И еще в Хорватии - мы поняли это по Загребу - в воскресенье улицы города особенно пустынны. Да и в целом мне показалось, что в Хорватии очень мало народу Много было, когда попадались экскурсионные азиатские группы) Да-да, не одни мы такие авантюристы - японские и китайские пенсионеры тоже попали в несезон.
29.
30. Ах, да! Еще в этой стране очень популярны кафе-бары. Основное меню - пиво и кофе. Можно выпить и того, и другого и выкурить сигарету. Мы в такие заведения заходили примерно раз в день, но столики выбирали на улице, чтобы детям не докучал сигаретный дым. Вообще, надо заметить, в Хорватии ооочень много курящих, особенно женщин. Я думала, Россия в этом плане впереди планеты всей, но хорватки, кажется, дадут нашим фору. В нашем предпоследнем пристанище хозяйка апартаментов продымила свой организм настолько, что ее голос уже с трудом выбирается из тела и хрипит, как потерявшее волну радио.
31.
32. Это был первый и последний опыт заказа морской пищи. Из экономии средств. Вкусно, но дорого. Дешевле питаться просто мясом, а не рыбой. Это морской коктейль, салат.
33. А это рыба - дорадо. Только вот с чем была сварена картошка, я так и не поняла. В конце трапезы к нам подошла кошка, сначала мы радовались, а потом она стала даже раздражать, т.к. то и дело норовила залезть на стол. Уже когда мы на выходе рассчитывались, она так и сделала - встала лапами и стала есть рыбные остатки. С одной стороны - очень мило, с другой же - за такой ценник (300 кун) я бы предпочла, чтобы на моем обеденном столе не прогуливались животные.
33* Зато Марату сколько радости!
34. Ровинь ночной. Мы просто балдели от этих улочек и вымощенных дорог. Вот только жить там я бы не хотела - как-то мрачновато.
35. Чисто туристический ресторанчик. Ильдар первое время, по старинке, все пытался свернуть с нахоженных туристических троп, чтобы найти "заведение для местных", но в Хорватии это не работает. Что хорошо для Китая, то не подходит для Хорватии В Китае действительно, сойдя с центральных улиц, можно отыскать отличные - вкусные и дешевые - кафешки, где питается обычный народ. В Хорватии обычный народ питается дома. Есть только помпезные рестораны для туристов, ну и для местных, если есть большой повод. Как мы помним, туризм приносит большую часть доходов города, так что увы, ты - турист и этим все сказано.