При всей кратости изложения идея была богатая. Во-первых, посмотрим наконец-то Fraser Canyon, рассказывая о котором все используют только самые восторженные эпитеты. И во-торых, проедем по Gold Rush Trail – прикоснемся, так сказать, к самым истокам истории Британской Колумбии.
Принц Джордж с населением 80 тысяч – самый большой город на севере Британской Колумбии. От нас до этой Северной столицы провинции (именно так его величают в путеводителях) где-то 750 км. Остановок по пути запланировано много. Так что выезжаем без промедления.
По 7HW едем до Hope. В этом во всех отношениях совершенно замечательном городке мы бывали неоднократно. Там есть что посмотреть и туда хочется возвращаться.
Одни только Othello Tunnels чего стоят! Для того, чтобы протянуть ж.д. ветку, в громадных скалах прорубили шесть тоннелей, между которыми построили мосты. В то время это была совершенно уникальная технология строительства. Но вода, текущая с гор, плюс снег и камнепады не дали этому инженерному чуду работать долго. Построено это великолепие было между 1911 и 1916 годами, а в 1959 эту часть железной дороги пришлось закрыть.
Приехав сюда в первый раз два года назад, мы долго гуляли по дороге, которая шла за тоннелями. В этом году выяснилось, что вся она разрушена камнепадами и закрыта. Так что, если вы еще не видели Othello Tunnels – поторопитесь.
Еще Hope интересен широкой публике тем, что практически все его мостовые истоптаны обаяшкой Сталлоне. Тут снимали “Рембо”, и путеводитель подробно и со схемами движения расскажет вам, по какой дороге бежал, над какой пропастью висел и по каким скалам скакал этот качок с глазами грустного спаниеля. Впрочем, снимали в Норе не только Рембо, но и много других фильмов – очень уж калоритен и сам городок и его окрестности.
Сразу за Норе начинается Fraser Canyon. Судьбоносной точкой в его истории, как, впрочем, и истории всей Британской Колумбии, стал 1858 год, когда один путешественник (имя его известно, но я не помню), сидя на берегу речки и наслаждаясь завтраком, опустил глаза вниз и среди прибрежной гальки увидел золотые песчинки. И началось!
Надо сказать, что к тому времени закончилась золотая лихорадка в Калифорнии и тысячи не успевших разбогатеть старателей остались не у дел. А тут такая радость! Снова золото и в общем-то недалеко. Тонкий ручеек искателей быстрой наживы моментально превратился в широкую реку. Причем река эта состояла в основном из американцев. Это всполошило британское правительство. В результате вся материковая часть нынешней провинции, которая до этого времени была отдана на откуп Компании Гудзонова пролива, была юридически оформлена как Колония Британская Колумбия. Колония начала стремительно развиваться – по пути следования золотоискателей один за другим возникали городки, сначала как перевалочные базы, потом как места жительства. Практически все населенные пункты, по которым мы проезжали, ведут свою историю со времен Золотой Лихорадки.
Но вернемся на 1HW. Fraser Canyon поражает своими красотами, если рассматривать его из окна машины или с обочины асфальтовой дороги. Но идти пешком или ехать на лошади по крутым тропам над этими бездонными пропастями… Очень хотелось, наверное, быстро разбогатеть. Или народ раньше покрепче был… «Тысячи pioneers шли по Fraser Canyon в надежде вернуться домой богатыми, сотни находили здесь свою могилу.» Это путеводитель. А вот Саймон Фрейзер – исследователь этих мест, в честь которого река и была названа: «Пройти по этим местам – все равно что войти в ворота ада».
Одно из живописнейших мест этого района так и называется «Hells Gate». Мы туда не завернули – очень жаль. Зато подробно изучили Alexandra Bridge – мост построенный над Фрейзером в 1861 году. Сопоставляете даты? Инфраструктура стараниями правительства колонии развивалась очень быстро. Власти даже залезли в большие долги, строя дороги и обустраивая населенные пункты.
Чуть южнее на 1HW стоит Yale. Именно на этом месте уже упоминавшийся Саймон Фрейзер разбил свой лагерь в 1808 году после ужасающего путешествия по Фрейзер Каньону. Yale - один из boomtowns Золотой Лихорадки. Историю свою ведет с 1848 года, хотя реально расти начал через десять лет, когда двумя милями южнее было найдено первое золото. На пике Золотой Лихорадки население городка достигало 20000, на сегодняшний день тут живет 200 человек. Из достопримечательностей – музей Золотой лихорадки и стоящая за ним самая старая в Британской Колумбии церковь. Надо сказать, маленькие музейчики и в дальнейшем по пути следования встречаются постоянно. Богатство экспозиции ни для кого не является самоцелью. В большинстве случаев посетителю для обозрения представлены десяток фотографий и несколько раритетов типа «сноповязалка моего дедушки». В целом же из этих осколков складывается очень даже полноценная мозаика прошедших времен, любовно и бережно сохраняемая местными жителями.
В придорожном магазинчике среди других товаров первой необходимости – набор типа «Юный старатель». Можете приобрести, спуститься к Фрейзеру и попытать счастья в поисках золотишка. Кстати, не такая уж бредовая идея. Один Сашулин знакомец из местных рассказывал, что золото моют и сегодня, причем далеко не в единичных случаях. Но крупных россыпей уже, естественно, не осталось. Так что быстро и сказачно разбогатеть – никакой надежды. Так, небольшая прибавка к пенсии…
Полторы сотни лет назад та часть 1HW, по которой мы едем от Yale, строилась правительством Британской Колумбии как 400-мильная дорога на Barkerville, где тогда велась основная добыча золота. Узкая, крутая, скалистая, она была названа Cariboo Wagon Road, На многих придорожных указателях это название встречается и сегодня. Путеводитель рекомендует обратить внимание на череду тоннелей, сквозь которые идет дорога. Их 7. Самый короткий 57м, самый длинный 610м (кстати, это один из самых больших тоннелей в Северной Америке).
Следующая точка на карте – Lytton. Здесь непременно надо сделать остановку, чтобы посмотреть, как соединяются коричнево-мутные воды Фрейзера и темно-синяя Thompson River. Тут же развилка двух дорог. 1HW направляется вправо, по Thompson каньону к Cache Creek. А вдоль Фрейзера 12-я дорога идет на Lillooet. Мы едем вправо.
Пейзаж вдоль дороги резко меняется. Густые хвойные заросли исчезают. Вместо них – песчано-каменные осыпи и редкие чахлые елки.
Рекламные щиты настойчиво зазывают на рафтинг. Причем, рафтинг на «белой воде». Глядя на громадные буруны и завихрения на реке Thompson (она все время идет вдоль дороги), понимаешь – рафтинг тут не для слабаков. Любителей острых ощущений, между тем, полно. Рафтинговые лодки проносятся одна за другой.
Следующее детище Золотой Лихорадки – Cache Creek. Ничего особо примечательного сказать не могу. На юге городка – гоночная автотрасса. На севере, недалеко от поворота на Lillooet – Hat Creek Ranch – историческое место – тут останавливались старатели перед очередным броском на север. Едем на север и мы. Теперь уже по 97 дороге, потому что 1HW под прямым углом уходит на восток.
Отличительной особенностью Clinton (следующий городок с населением 578 человек, носивший раньше простое название 47 Mile) безусловно является придорожный магазин старья. В плане ассортимента он будет побогаче всех местных музейчиков. Вот тут действительно есть все – от «наперстка моей бабушки, который она привезла с далекой Украины в качестве приданого» до очень даже презентабельной кареты, «которую дедушка купил той же бабушке, намыв наконец-то достаточное количество золота». Ценник, правда, серьезный. Колесо от телеги, на которой тащили за собой свой скарб старатели, в среднем стоит сотку баксов. С другой стороны – а где раритеты дешевы? Тележные колеса, кстати, очень популярны у местного населения в качестве декора. Они всюду – на заборах, на домах, на рекламных щитах. Зов крови, наверное…
Едем на север. Один за другим мелькают городки с говорящими названиями. 70 Mile House, 100 Mile House, 150 Mile House. Все дальше и дальше уходили в свое время старатели от центра цивилизации.
Вдоль дороги появляются ранчо. Классические, как в кино – огромные ворота в виде большой буквы П, белые загоны для лошадей. Сами коняги тоже всюду – и живьем, и в виде объектов народного творчества. Придорожные щиты уже не предлагают рафтинг-каякинг, зато вовсю заманивают «А кому покататься на наших лошадках!»
Следующая точка на карте – Williams Lake – считается наиболее быстро растущим городом всего региона. Городок этот тоже имеет свою фишку - родео. Stampede проводится ежегодно в Canada Day long weekend. На него съезжаются ковбои из Канады и Соединенных штатов. Он, конечно, не такой престижный, как Stampede в Калгари, но тем не менее… Есть в городке и музей родео – единственный в Британской Колумбии.
Как и было задумано, мы доехали до Prince George. Подводя итоги, хочу сказать – этого можно было и не делать. Ничего особо интересного на отрезке пути от Williams Lake до Prince George не было.
На обратном пути по уже знакомой дороге добрались до Clinton, а затем, на переезде к Cache Creek, резко отвернули вправо по 99HW. Впереди был Lillooet.
Вот Lillooet действительно достоин внимания. Во-первых, расположен в очень живописном месте. Во-вторых, в свое время он был главным городом Золотой Лихорадки, стартовой площадкой на пути и в Карибу, и к Barkerville gold fields. Все дома и перевалочные базы по дороге на север нумеровались в соответствии с удалением от этой точки. 0 Mile – это здесь.
На пике своего расцвета Lillooet был вторым по величине поселением севернее Сан-Франциско и западнее Чикаго. Не первый раз сталкиваюсь с тем, что канадцы, определяя значимость того или иного населенного пункта, в качестве основного мерила используют количество салунов. Так вот салунов в те времена в Lillooet было 13! Об этом и о многом другом вам расскажут в местном музее. Кстати, основан он был на средства супружеской пары, жившей в этом городке. Они таким образом решили увековечить память о своем сыне, погибшем в чине сержанта в 1943 году.
Достопримечательностей в Lillooet - как ни в каком другом месте Gold Rush Trail. Главный город он и есть главный! Бережно сохраняются, например, останки Hangmans Tree – Дерева Палача. Чуть больше ста лет назад на нем вовсю вешали нехороших людей. По преданиям повесили восьмерых. Про двух – есть документальное подтверждение. Вешали по решению путешествующего ( или приезжающего – не знаю, как лучше перевести travelling) судьи. Поджидали приезда судьи преступники вот в этой тюрьме.
Из Lillooet на Pamberton выезжаем по 99HW, который поначалу на хайвей не очень похож, а потом и совсем не похож. Строго говоря, это идеальная трасса для любителей ну о-о-очень острых ощущений. Большая часть ее идет над какой-то нереальной глубины пропастью. Отвесные спуски, подъемы, крутые повороты! И на большинстве отрезков – никаких заграждений… Плюс ко всему этому – Сашуля за рулем, которому именно здесь захотелось проверить, как наша машинка входит в крутой поворот на большой скорости! Кто визжал громче – я или тормоза – сказать не берусь, но ощущения незабываемые!
В Пембертоне, Вистлере и Сквомише у нас остановки запланированы не были. Бывали там неоднократно, да и с впечатлениями уже был перебор. Впереди – Ванкувер, конечная точка нашего маршрута.
Пара ремарок в завершение. Если вы любитель активного отдыха, на данном маршруте у вас просто колоссальные возможности. Если интересуетесь гольфом – то же самое, гольфовые поля по всему пути, в Lillooet вообще какой-то совершенно уникальный гольф-клуб. В плане остановиться-переночевать – вариантов масса: кемпинги, мотели, RVпарки. Правда, на многих (летнее время, да еще и выходные) таблички No vacancy. Лучше заказать заранее.