Маршрут:
Киев-Кишинев (KBP-KIV) - самолет МАУ (планировался Air Moldova)
Кишинев-Бендеры - маршрутка
Бендеры-Тирасполь - троллейбус
Тирасполь-Одесса - поезд №641/642 (или 841/842, не помню уже) Кишинев-Одесса
Одесса-Херсон - двухэтажный автобус
Херсон-Николаев-Одесса - маршрутки
Одесса-Киев - поезд №147/148 Одесса-Киев
Решение о поездке было принято за несколько месяцев до, так что я смог купить сравнительно дешевые билеты - насколько это слово вообще к ним применимо.
В плане перелета в Кишинев я решил связаться с Air Moldova, так как ее перелет наиболее устраивал меня по времени. Многочисленные негативные отзывы об авиакомпании меня не остановили. А зря: где-то за месяц до поездки мне пришло от них письмо об отмене рейса. Но повели себя они при этом вполне корректно: предложили либо полный возврат стоимости, либо бесплатное переоформление на рейс МАУ. Рейс МАУ меня уже не так устраивал, поскольку он прибывает позже, но другого выхода не было, и я согласился на переоформление. Мне даже багаж в тариф включили, хотя его у меня не было.
620М на станции Борисполь-Аэропорт. В эту поездку я впервые им воспользовался, чтобы не просто покататься, а именно добраться до самолета
Итак, перелет прошел обычно. В кишиневском аэропорту я чем-то не угодил доблестным молдавским пограничникам. Мне долго задавали вопросы на предмет откуда-куда-зачем, а потом вообще отвели в отдельную комнату, где продолжили задавать вопросы в стиле "ваше отчество" (держа паспорт в руках). Правда, удовлетворялись и голословными ответами. Например, хотели проверить мой багаж, но я сказал, что его не существует, а ручная кладь их не заинтересовала. Думали глянуть мой обратный билет, но я сказал, что еду на поезде в Одессу, и билет не посмотрели. В конце концов меня отпустили с миром и пожеланием счастливого пути. Чем я им не угодил - без понятия.
В центр города я решил добираться на троллейбусе. Его как раз перед этим пустили в аэропорт. Маршрут №30 связывает аэропорт с центральной Piata Marii Adunari Nationale и обслуживается троллейбусами RTEC - аналогами белорусских АКСМ-321, собранными в Кишиневе. Особенностью маршрута, как и всех с номерами 3*, является участок без проводов, где троллейбусы следуют на автономном ходу. На маршруте №30 этот участок длится от аэропорта до Bulevardul Dacia.
Троллейбус быстро приехал и отвез меня куда нужно. Стоимость проезда составляла 2 лея - значительно дешевле, чем в Киеве.
Ну что сказать о Кишиневе? Город этот маленький. Основная прогулочная зона - в районе центральных Bulevardul Stefan cel Mare si Sfant и Piata Marii Adunari Nationale. Одного дня мне с головой хватило на то, чтобы исследовать Кишинев и его транспорт.
Сам транспорт представлю в фотографиях.
Белорусский троллейбус АКСМ-321 на центральной Piata Marii Adunari Nationale
Троллейбус RTEC, собранный в Кишиневе. Тогда ему было пару месяцев
Кишиневский Цирк
Расписание автобусов и троллейбусов на остановке близ Цирка
Автобус самой новой разновидности Anadolu Isuzu Citiport
Троллейбус ЗиУ-682
Троллейбус Шкода-14Тр
Остановочная табличка на остановке Bulevardul Dacia
Украинский троллейбус-гармошка ЮМЗ-Т1. Троллейбусы-гармошки в Кишиневе работают лишь на маршруте №22
Российская гармошка ЗиУ-683. Тоже по маршруту №22
Автобус-гармошка Икарус-280. Маршрут - не помню
Потратив день в Кишиневе, я решил отправиться в Приднестровье - территорию, которую Молдавия считает своей, а они сами себя - отдельными. Несмотря на политические разногласия, сообщение между Кишиневом и Приднестровьем налажено великолепно. С кишиневского автовокзала несколько раз в час отправляются автобусы на Тирасполь и Бендеры. В основном - мелкие маршрутки типа Спринтеров, но практически всегда можно найти и большой автобус. Я нашел - вот такой:
Водитель взял у меня деньги, сказал, что сам купит билет, и пошел в направлении кассы. Подозреваю, что деньги он положил в свой карман. Также сразу за автовокзалом водитель кого-то подобрал, и еще несколько раз останавливался. Точно помню, что была остановка у кишиневского аэропорта. Дорога проходила по живописным местам.
На въезде в Приднестровье организован контроль. И вот этот вот приднестровский контроль - что на въезд, что на выезд - был одним из самых лайтовых в моей жизни. Расскажу о въезде. С молдавской стороны контроля не было, а с приднестровской - автобус остановился, вошел пограничник и проверил у всех паспорта, не говоря ни слова и - само собой - не ставя печатей. Я знал, что при въезде дают какую-то бумаженцию, а при выезде ее надо отдать, но тут нам сказали, что, поскольку предпасхальные дни, въезд до такого-то числа свободный, и ничего заполнять не надо. Одна дамочка все-таки пошла регистрироваться - видимо, она заезжала надолго. Вся проверка автобуса заняла примерно 10 минут. По соседней полосе проезжали автомобили, и на каждый уходило около минуты.
Потом мы заехали в Бендеры, и там я вышел. Бендеры - такой город, при въезде в который чувствуешь себя в 1980-х. Серьезно, я как будто в СССР попал!
Язык тоже сменился. В Кишиневе в ходу румынский. На нем большинство надписей, и на нем же общаются местные жители, хотя вам они в большинстве случаев могут ответить по-русски. В Приднестровье же по-русски говорят практически все, и большинство надписей тоже русские. Несколько раз встретились старые таблички на кириллическом варианте румынского. В Кишиневе весь виденный мною румынский - на латинице.
Проблема была и с деньгами. Молдавские леи, которых у меня осталось в достатке, в Приднестровье не в ходу, там своя валюта, которую поменять можно только там. Я приехал где-то в 5 или 6 вечера, и ни один обменник не работал! Благо, на ул. Сергея Лазо нашелся банкомат, в котором я снял некую сумму денег. Но потом почти всю ее потратил в бендерском супермаркете, так как там не принимают Visa и Mastercard, а принимают только некую систему "Мир" (если правильно помню). На проезд еле хватило.
Вот немного фотографий городских бендерских троллейбусов - в основном ЗиУ-682:
А вот такая схема бендерскмх троллейбусных маршрутов
Троллейбус ВМЗ-5298 "Авангард". Именно в Бендерах я на таком впервые проехался
В Приднестровье есть очень интересный транспортный объект - междугородняя троллейбусная линия Бендеры-Тирасполь. По ней проходят маршруты №19 и №19а. На последнем рейсе маршрута №19 я переехал в Тирасполь. Вот на таком вот белорусском троллейбусе:
Троллейбус следовал в депо, и я вышел из него на въезде в Тирасполь. А в центр города меня довез экзотический троллейбус АКСМ-420 "Витовт". Выглядит он впечатляюще, но из-за темноты передать его вид не получилось:
Дальше произошла неприятная ситуация: владелец кватиры, которую я снял, уехал, не дождавшись меня, и пришлось его дожидаться.
Финт ушами с въездом в Приднестровье, кроме туристической, имел еще и практическую цель. Я решил ехать в Украину поездом Кишинев-Одесса, но из Кишинева он отправляется неприлично рано утром, а из Тирасполя - терпимо.
В общем, рано утром я встал и пошел на вокзал - благо, жил недалеко. Была Пасха, и город словно вымер. По пути встретился только один троллейбус:
Поезд Кишинев-Одесса интересен в первую очередь тем, что на нем работает дизель-поезд D1M. Это бывшие дизель-поезда Д1, каковых немало и в Украине, но D1M были модернизированы в Румынии и мало чем напоминают оригинальные Д1.
В поезде три класса. Разница в цене небольшая: между 1 и 3 классами она составляла, по-моему, 15 лей. Поэтому я решил шикануть и ехал в 1 классе. Билет изначально пытался купить на сайте УЗ, но этот сайт посылал куда подальше, поэтому я купил билет на сайте CFM за леи. Мне выдало что-то вроде бланка заказа, и на вокзале в Тирасполе сказали, что надо обменять этот бланк на билет прямо в поезде.
Но в поезде не было контроля билетов! Проводник ходил и спрашивал "кому нужны билеты?", но я включил партизан edition и смолчал. Насколько я был прав - не знаю.
Насчет погранконтроля. Теперь его не было в Приднестровье. На украинской станции Кучурган по вгону прошлись таможенники, спросили, чьи вещи в углу (удовлетворились устным ответом), и все. Потом пограничник проверил все паспорта, кому надо, проштамповал. Все делал молча, только одного молдаванина недолго порасспрашивал.
На станции Раздельная была большая посадка. Это меня удивило: я думал, поезд для внутренних перевозок не используется.
А вот он в Одессе:
Затем полдня в Одессе. Покатался на белорусских троллейбусах АКСМ-321, прибывших в 2017-2018 годах:
А вечером решил ехать в Херсон.
В Одессе есть район, где компактно расположены три автостанции: Привоз, Старосенная и Привокзальная. Но нигде я не обнаружил маршруток на Херсон! Хотя и предполагал, что где-то они были. Начал было впадать в легкую панику, но тут обнаружил на АС "Привокзальная" двухэтажный автобус. Оказалось, это был Одесса-Мариуполь, который ехал как раз через Херсон.
Недолго думая, я купил билет и сел на переднем сидении на втором этаже. Вид мне очень понравился. Не понравилось то, что автобус долго стоял на Центральном автовокзале Одессы, а также минималистичный и не очень вежливый сервис.
Отправились мы в 19:00, а в Херсон я добрался к полуночи. Затем ночной променад по Херсону, во время которого полночь и пробило, а затем - забавная история: гостиница, которую я забронировал, оказалась хостелом! Правда, я там был один, так что в моем распоряжении была большая комната с разными кроватями, но сам факт остается фактом!
С утра я решил отправиться на Алешковские пески. Приехал на вокзал, там стояли два дизель-поезда Д1: Николаев-Вадим и Вадим-Николаев. Мне - на Вадим (мой поезд справа):
Проезд до станции Раденское обошелся в 12 гривен. Проехали Днепр по новому для меня мосту. А затем - от Раденского недалеко и до песков. Вернее, до их начала.
По пути от станции нашел железнодорожный путь
В сами Алешковские пески я не углублялся, но подступы к ним изучил:
Потом я вернулся на станцию... прошел ее и огородами вышел к автотрассе. Примерно через 20 минут приехала маршрутка, если не ошибаюсь, Питомник-Херсон. В Херсоне я из этого "Эталона" вышел близ ТРЦ "Фабрика":
Дальше - транспорт Херсона в фотографиях.
Богдан-Т70117 №500 - самый новый в городе троллейбус
Гармошк ЗиУ-683. Гармошки в Херсоне на от момент работали на маршруте №9
Еще парочка Богдан-Т70117
Нетранспортное
Накатавшись вдоволь, я решил ехать в соседний областной центр - Николаев. Пришел на автовокзал Херсона, и тут же увидел "Богдан" на Николаев. Вскоре автобус донаполнялся и, полный, отправился. Вот он в Николаеве:
В Николаеве очень красивый центр города. А еще там большая река. И если вы хотите индустриальных пейзажей в морском духе - вам сюда!
Теперь про транспорт.
Шкода-14Тр - основная модель троллейбуса Николаева. До 2015 года их в городе не было
МАЗ-ЭТОН Т103 - самая новая модель
Троллейбус ЛАЗ-Е183
Трамвай КТМ-5М3. В ближайшее время их всех планируют модернизировать на местном заводе
Бывший в употреблении трамвай Татра-Т3
Трамвай К1 - самой новой модели
На автовокзале я едва нашел маршрутку до Одессы, потом она больше часа наполнялась, еще и высадила всех на Центральном автовокзале, который далеко от центра Одессы. В общем, она мне не понравилась.
На следующий день я отправился ловить трамвай Т3 КВП Од "Одиссей" - на тот момент самую новую модель в Одессе (сейчас там есть трехсекционники на его основе). И поймал.
Салон трамвая "Одиссей"
Трамвай "Одиссей" собственной персоной
Предшественник "Одиссея"
Уходящая эпоха - троллейбус ЗиУ-682
Трамвай Татра-Т3 с необычными дверьми
Трамвай Татра-Т3А, переданный в 2015 году из Риги
Потом - прогулка по Одессе, а затем я поехал домой на поезде №147/148 Одесса-Киев. Этот поезд в сторону Киева имеет очень комфортный график, а еще он идет через Черкасскую дамбу и дважды пересекает Днепр. Вагоны, правда, старые - вот в таком я ехал:
Но пейзаж получился живописным.
Наконец-то дома!